Презентация по технологии вышивка. Вышивка крестом






Что такое вышивка крестом? Вышивка крестом вид рукоделия. Это способ вышивания рисунка на канве с помощью иглы и цветных нитей мулине или других нитей для вышивания, в том числе шерстяных, используется техника в полный крест или полукрест. Вышивка крестом один из видов рукоделия, искусство которого уходит корнями в эпоху первобытной культуры, когда люди использовали стежки каменными иглами при шитье одежд из шкур животных. Изначально материалами для вышивки были кожа животных, жилы, волокна конопли или шерсти, волосы.


История возникновения Самые древние вышивки, сохранившиеся до наших дней, созданы были еще на территории Древнего Китая и ученые относят их к VI-V векам до н.э. Русская вышивка имеет свою многовековую историю. О существовании вышивки в эпоху Древней Руси говорят находки археологов, которые относятся к IX-XII векам. Люди издавна передавали красоту природы, свои ощущения условными знаками и узорами: крестами, линиями, ромбами и многими другими способами. Также и наши предки выражали свое восприятие к непонятным явлениям природы, к окружающему миру с помощью условных знаков – символов. По народным поверьям, вышивка крестом должна была не только украшать одежду, предметы быта, но и оберегать от любого зла. Особенно ценными в этом плане считались обыденные полотенца. Над созданием такого полотенца работали одновременно несколько мастериц. Если же они начинали делать работу на рассвете и заканчивали ее до того, как сядет солнце, то изделие считалось способным оберегать от различных болезней, от злых сил или стихийных бедствий. Первоначально вышивка на Руси была занятием для избранных, в их число входили монахи и представители знати. Материалом для работы служили дорогие ткани – шелк или бархат, жемчуг, драгоценные камни, серебряные или золотые нити. Подобной вышивкой украшали не только одежду бояр и членов царской семьи, но и облачения церковнослужителей, убранство для храмов. Одной из самых искусных мастериц того времени была Ксения - дочь известного русского царя Бориса Годунова. До наших дней сохранилась ее работа, выполненная в 1601 году.






Ход Работы 1. Перед началом работы обметайте края канвы, чтобы избежать ее осыпания 2. Натягивание ткани на пяльцы Размеченную канву нужно заправить в пяльцы: положите ткань на обруч с меньшим диаметром и положите поверх нее больший обруч. Натяните канву и закрутите винтик пялец.





Техника Безопасности 1) ножницы с сомкнутыми лезвиями следует класть справа, кольцами к себе, чтобы при движении не уколоться об их острые концы; 2) ножницы не должны мешать вам в работе, но и не следует класть их слишком далеко, чтобы не тянуться за ними через весь стол; 3) лучше вышивать с наперстком, иначе вы уколете палец и не сможете продолжать работу; 4) ни в коем случае нельзя шить ржавой иголкой она плохо прокалывает ткань, оставляет на ней ржавчину, может сломаться в любой момент и поранить вам руку; 5) во время работы не следует вкалывать иголки и булавки в одежду, стол, ткань на пяльцах. Категорически нельзя брать иголки в рот. Их надо вкалывать в специальную подушечку; 6) нельзя перекусывать нитку зубами можно испортить эмаль зубов и поранить губы. При этом может пострадать и вышивка; 7) всегда следует пересчитывать количество иголок после работы их должно быть столько же, сколько вы использовали. Для этого вам пригодится магнит, с помощью которого можно будет отыскать потерявшуюся иголку; 8) сломанные иглы необходимо сразу же выбрасывать.




ВЫШИВКА КРЕСТОМ

Учитель технологии

МБОУ СОШ №1 г. Королёва М. о.

Монина Анна Александровна


Цели урока:

  • Образовательная – ознакомить учащихся с историей вышивки, инструментами, материалами; сформировать навыки по организации рабочего места, научить правильным приёмам работы.
  • Воспитательная – прививать интерес к культуре и искусству; совершенствовать эстетический вкус.
  • Развивающая – развивать сенсорные и моторные навыки.
  • Профориентационная – знакомство с профессией художник – модельер.

ОТДЕЛКА ШВЕЙНЫХ ИЗДЕЛИЙ ВЫШИВКОЙ

Из глубины веков пришла в нашу современную жизнь любовь к рукоделию. Женщинам самых разных поколений и сословий всегда было по душе изготавливать своими руками различные безделушки и серьёзные вещи, украшая свой дом и одежду.


В Росси вышивка крестом по канве стала повсеместно развиваться после 1812 г., когда из-за границы хлынули разнообразные европейские рисунки и узоры.

Цветные счётные схемы в России стали выпускаться во второй половине 19 века, поэтому больше не было необходимости вручную раскрашивать рисунки.

В наше время интерес к вышиванию крестом по канве возрос после Великой Отечественной войны. Вышивкой крестом украшали и украшают детскую и женскую одежду, а также предметы быта: занавеси на окна, салфетки, скатерти, наволочки, панно, полотенца, фартуки, сумки.


МАТЕРИАЛЫ И ОБОРУДОВАНИЕ

Напёрсток


ПЯЛЬЦЫ

Пяльцы равномерно натягивают ткань с целью нанесения на неё ровных стежков. Они могут быть круглые, овальные, квадратные с закруглёнными углами и прямоугольные. Удобнее для работы пользоваться пяльцами с регулировочным винтовым зажимом.


ПЯЛЬЦЫ

Для закрепления пялец и удобства вышивания выпускаются всевозможные стойки (напольные и кресельные), а также крепежи, при помощи которых можно закрепить пяльцы к столу.


ВАРИАНТЫ ПЯЛЕЦ

Пяльцы-рамка

Рамочные пяльцы

Круглые пяльцы


НИТКОВДЕВАТЕЛЬ

Для начала вденем нитку в иголку: если нитка плохо проходит в ушко иглы, надо воспользоваться нитковдевателем. Если его нет, можно использовать тонкую проволоку, предварительно перегну её пополам.


СПОСОБЫ ЗАКРЕПЛЕНИЯ НИТКИ

СПОСОБ № 1

СПОСОБ № 2

Вышивание в нечётное число нитей – нитку проводят под стежками, чтобы спрятать кончик. Для этого делают первый прокол и оставляют на изнаночной стороне работы конец нитки около 6 см и закрепляют его после того, как нитка закончится: продёрнуть нитку в иглу и протянуть её под вышивкой.

Вышивка в чётное число нитей – нитку складываем вдвое, сложенные вместе концы продевают в ушко иголки и делают первый стежок. Не вытягивая нитки из ткани до конца, пропускают в образовавшуюся петлю рабочую нитку и затягивают её .


ТЕХНОЛОГИЯ ВЫШИВАНИЯ ШВОМ КРЕСТ

Вертикальный

Горизонтальный

По диагонали


ЛИТЕРАТУРА.

  • Любимое рукоделие / сост. А. Григорьева – М. : Белый город, 2009.
  • Т. И. Ерёменко. Вышивка крестом – М. : Т. О. О. «Мария Л», 1992.
  • Попивщая С. Искусство вышивки: Курс обучения. – М. : Изд – во Эксмо; СПб.: Валери СПД, 2004 (серия: Академия «Умелые руки»).
  • Дамское рукоделие. (Книга о вышивке) / сост. С. Попова. – ТОО «ПК Инжиниринг, Лтд «Нижний Новгород», 1993.
  • Зарза. Вышиваем крестом: Альбом 1: Пер. с фран. – М. : Мир, 1991.

Cлайд 1

Презентация к уроку в седьмом классе. Модуль урока: «Вышивка: история и современность». Тема урока: «Вышивка крестом. Методы и виды вышивки крестом. Болгарский крест». Подготовила: Зорина Галина Алексеевна Учитель технологии, изо и черчения. МБОУ гимназия №4 , город Озёры. 2012 г.

Cлайд 2

Продолжить знакомство с историей русской вышивки, основными методами вышивки крестом и разновидностью болгарского креста. Цель урока.

Cлайд 3

Образовательная: Ознакомить с историей возникновения вышивки; Ознакомить с методами и видами вышивки крестом; Научить технике выполнения счётных швов. Развивающая: продолжить развивать творческое мышление, внимательность и аккуратность в работе, развивать воображение и эстетический вкус. Воспитательная: Воспитывать умение работать в коллективе быстро, аккуратно, учитывая мнение учителя и одноклассниц. Воспитывать любовь к одному из древнейших видов искусств – вышивке; Задачи урока: Урок 1(вводный)

Cлайд 4

Вышивание не только приносит огромное удовольствие, но и дает возможность украсить Дом и подарить радость близким.

Cлайд 5

Это искусство относится к эпохе первобытной культуры. Вышивка тесно связана с появлением первого стежка. Материалом для вышивки в разные далёкие времена служили жилы животных, и нити льна, конопли, хлопка, шерсти, шёлка, также применялся и натуральный волос. В нашей стране вышивка имеет древнюю историю. Ею украшали одежду, обувь, конскую сбрую, жилище. Вышивка условно подразделялась на городскую и крестьянскую. Городская вышивка испытывала на себе влияние западной моды и не имела прочных традиций. Народная была неразрывно связана со старинными обычаями и обрядами русского крестьянства. История появления вышивки

Cлайд 6

Cлайд 7

Искусство вышивания имеет многовековую историю. В далёкие времена, когда люди жили разобщено, каждый народ имел свои особенности в вышивке. Из поколения в поколение отрабатывались и улучшались узоры и цветовые решения, создавались образцы вышивки с характерными национальными чертами. По характеру узоров и приёмов их выполнения - РУССКАЯ вышивка самая многообразная. ВСПОМНИМ! В 6 классе вы изучали две основные группы крестьянской вышивки СЕВЕРНУЮ и СРЕДНЕРУССКУЮ. К северной вышивке относятся работы Архангельской, Новгородской, Ивановской, Вологодской, Владимирской и Горьковский гипюр. К среднерусской вышивке относятся работы Рязанской, Тульской, Тамбовской, Воронежской и Орловской областей. ОТЛИЧИЯ ВЫШИВКИ среднерусской полосы от северной полосы. В узорах среднерусской полосы преобладали геометрические формы и орнаменты, они отличались необыкновенным разнообразием узоров и вариантов расцветок. Узоры вышивки северной полосы чаще всего выполнялись швами РОСПИСЬ и НАБОР. В сюжетных композициях в основном преобладали художественные мотивы. Сложные композиции передавались СИЛУЭТНО, КОНТУРНО, В ОДНОМ ЦВЕТЕ и ОДНИМ ПРИЁМОМ. Русская вышивка.

Cлайд 8

Cлайд 9

Cлайд 10

Cлайд 11

Cлайд 12

Современная вышивка может быть использована для украшения детской и женской одежды, а так же бытовых вещей: занавесок для окон, салфеток, наволочек на диванные подушки, ковриков и панно, полотенец, передников, сумок, сувениров и др. ИТАК! ВЫШИВКА – это искусство украшения ткани или трикотажа стежками, которые обогащают её поверхность и подчёркивают красоту. Мода на различные типы вышивки появляется и исчезает, но основные виды остаются неизменными. К ним относится вышивка крестом. Современность вышивки

Cлайд 13

Один из древнейших видов рукоделия, которым увлечены множество женщин и мужчин по всему миру. И это не удивительно, ведь все что надо для вышивания - это терпение, терпение и еще раз терпение. Но стремление создавать прекрасные творения своими руками, было, есть и будет. Вышивка крестом - это техника украшения изделий различными стежками из ниток. Это способ вышивания рисунка на канве с помощью иглы и цветных нитей мулине. В этой вышивке используется техника в полный «крест» или «полукрест» Вышивка крестом

Cлайд 14

Cлайд 15

Нитки для вышивания (мулине) Вышивальные иглы(гобеленовые) Пяльцы Рисунки, схемы Напёрсток Ножницы, сантиметр, лупа Канва Инструменты и материалы для вышивки крестом:

Cлайд 16

В современном вышивании крестом основой вышивки является канва. Это специальным образом выработанное на фабрике полотно, размеченное в клетку таким образом, что каждая клеточка канвы является местом для нанесения креста нитками. Существует большое разнообразие материалов, из которых производят канву (шёлк, лён, хлопок, смеси и даже пластик), но главный ее показатель - размерность канвы. Сегодня в магазинах для рукоделия есть несколько видов канвы различных расцветок, но для начинающих лучше использовать канву фирмы «Aida». В основе которой лежит 100% хлопок. Накладная канва - это канва, предназначенная для вышивания на ткани, не имеющей равномерного переплетения. Так же для вышивания на ткани существует водорастворимая канва. После окончания вышивки ее достаточно опустить в теплую воду и она растворится. Канва

Cлайд 17

В некоторых вышивальных наборах производитель наносит на канву рисунок, который впоследствии заполняется вышитым крестом. Такую технику называют «печатный крест». Если на канве рисунок не обозначен, то это техника называется «счётным крестом» (вышивальщице приходится самой отсчитывать количество крестиков).

Cлайд 18

Cлайд 19

Cлайд 20

«Традиционный метод» Вы заканчиваете предыдущий крестик и начинаете следующий. Методы вышивания крестом: «Датский метод» Сначала вышиваете половину крестика и заканчиваете крестики по мере того, как возвращаетесь. В большинстве случаев используются оба метода. Например, «датский метод» для большинства стежков и «традиционный» - для изолированных крестиков. Выбирайте тот способ, который вам больше всего нравится.

Cлайд 21

На рисунке показано как выполняется один крестик и ряд из них. Номерами показан порядок выполнения стежков (традиционный и датский методы). Основное правило - верхние стежки должны лежать в одном направлении. Этапы выполнения крестика: Задание по схемам приложение №2

Cлайд 22

Виды вышивки крестом: Полукрест - первый стежок шитья обыкновенного крестика (гобеленовый). Простой крест. Все верхние стежки должны лежать в одном направлении. Прямой крест - состоит из вертикальной и горизонтальной линий. Двойной крест - чередование простых крестиков и между ними маленьких прямых. Крест Левиафан (Болгарский) - шов отличается от простого крестика тем, что осложнён ещё двумя перекрещивающимися стежками (вертикальным и горизонтальным). Крест “Звёздочка” - еще один вид перекрещивания, состоящий из прямого крестика, на который накладывается четыре наклонных диагональных стежка такого же или меньшего размера.

Одежда вышитая крестиком. История возникновения вышивки уходит далеко в глубь веков. Это искусство относится к эпохе первобытной культуры. Оно тесно связано с появлением первого стежка при изготовлении одежды. Материалом для вышивки в разные далекие времена служили и жилы животных, и нити льна, конопли, хлопка, шерсти, шелка, также применялся и натуральный волос.


Немного из истории В нашей стране вышивка имеет древнюю историю. Ею украшали одежду, обувь, конскую сбрую, жилище, предметы быта. В музеях нашей страны собрано много образцов народной вышивки. Лучше всего сохранились изделия XIX века. В те времена вышивка условно подразделялась на городскую и крестьянскую (народную). Городская вышивка испытывала на себе влияние западной моды и не имела прочных традиций, тогда как народная была неразрывно связана со старинными обычаями и обрядами русского крестьянства.


История про крестьян К годам крестьянские девочки должны были приготовить себе приданое. Это были вышитые скатерти, подзоры, головные уборы, полотенца. Перед свадьбой устраивали публичный показ приданого как свидетельство трудолюбия и мастерства невесты. Невеста одаривала родственников жениха своими изделиями. В крестьянских семьях одежду шили из домотканых льняных и шерстяных тканей. Ее украшали не только вышивкой, но и кружевами, тесьмой, вставками из цветного ситца.


На территории России археологами обнаружены фрагменты одежды, вышитой золотыми нитями. Находки, относящиеся к IX - XII векам, подтверждают, что вышивка существовала и развивалась уже в эпоху Древней Руси. С языческих времен женщины - вышивальщицы создавали в своих вышивках - картинах сцены бытовой жизни. Чаще всего вышивкой украшали постельники (простыни), концы которых свешивались с кроватей, а также полотенца, скатерти, занавеси, свадебные и праздничные рубахи, холщовые сарафаны, головные уборы, платки. Вышитое полотенце использовалось не только в быту. Ритуальные, богато расшитые полотенца развешивали на священных деревьях, придорожных и могильных крестах, украшали ими капище идолов. ИСТОРИЯ ВЫШИВКИ


Позднее, в христианские времена, появился обычай украшать вышитыми полотенцами иконы, зеркала и окна. На свадьбе, масленице, при рождении или смерти человека вышитые полотенца были священным оберегом. Особую силу оберегать людей от злых сил, болезней и стихий приписывали обыденному ("об один день сделанному") полотенцу.



Вышивка на мужских рубахах. Возникнув в древности, искусство вышивки на протяжении многих веков постоянно усовершенствовалось. Человек, живший постоянно среди природы и наблюдавший за нею, уже с глубокой древности научился создавать несложные узоры, условные знаки- символы, с помощью которых он выражал свое восприятие к окружающему миру, свое отношение к непонятным явлениям природы. Каждая линия, каждый знак были полны понятного ему смысла, были одним из средств общения. Орнамент для мужской рубашки Со временем отдельные фигуры видоизменялись, усложнялись, сочетались с другими формами, создавая узоры-рисунки. Так возникли орнаменты - последовательное повторение отдельных узоров или их группы (такое повторение нескольких элементов рисунка носит название раппорт.)


Вышивка Язык каждого орнамента связан с историей и культурой народа. Создатели орнаментов все время обращались к природе, используя увиденное. Каждая народность сохраняла в вышивках самое характерное, наиболее близкое национальному характеру, эстетическим вкусам, понятиям о красоте. Народные мастерицы создавали узоры, отличающиеся большим разнообразием отдельных мотивов, где сплетались реальные наблюдения окружающей их природы со сказочными представлениями. Творчески обдуманное соединение отдельных компонентов называется композицией и складывается из чередования отдельных фигур и их рядов, расположенных по горизонтали, вертикали и диагонали.


Узоры на салфетках Орнамент для салфетки -разработала Маргарита Савостикова. Очень важную роль во всех видах творчества играет колорит - гармоническое сочетание цветов и их оттенков. В большинстве своем колорит является визитной карточкой республики, области, района и даже отдельного села. Гармоническое сочетание часто заключается в уравновешенности теплых и холодных, светлых и темных тонов. Один и тот же орнамент приобретает новое звучание от изменения цвета ниток в вышивке, может казаться ярким и красочным или сдержанным и блеклым. Нужно помнить, что фон изделия всегда дополняет узор, и потому его цвет должен подчеркивать ритмичность повторения каждого отдельного мотива или фигуры.


Узоры Рисунок для скатерти: Орнамент народных вышивок всегда тесно связан со структурой ткани домашнего изготовления. Поэтому большинство узоров состоит из геометрических фигур. Постоянными элементами геометрических орнаментов являются отдельные фигуры в виде точек, прямых и ломаных линий, кругов, крестов, треугольников, квадратов, розеток. Геометрический орнамент характеризуется не только разнообразием фигур, сколько вариантностью их исполнения. Основным и наиболее типовым является ромб или поставленный на угол квадрат. Ромбы- фигуры могут быть пересечены диагоналями, с отростками - продленными сторонами, с крючками, маленькими ромбиками на углах, могут быть заключены в квадраты и ромбы большего размера, расположены рядами, наложены друг на друга углами. Довольно часто промежутки между отдельными фигурами одного орнамента заполняются другими фигурами, которые не только дополняют его, но и создают новый узор. Большую роль в различных вариантах геометрического орнамента играют размеры узора и пропорциональное соотношения его частей.


Про вышивку Столетиями отрабатывалось традиционное расположение и соотношение частей узора, их единство с кроем одежды и обуви, размещение орнаментальных композиций, подчеркивающих формы человеческой фигуры или украшаемых предметов. Орнаментальные мотивы, располагаясь по всей поверхности изделия или какой-то его части не только украшали, но и подчеркивали его форму и размеры. Современные варианты расположения орнаментов на том или другом изделии зависят от его назначения, размеров и формы, вкуса, чувства меры вышивальщицы, ее знания, традиций и фантазии. Компонуя узор, всегда необходимо выделить его центральную часть. 5 пословиц на день Где тесно, там-то солдату и место. Крапивник - жгуч, терновник - колюч. Лицом в грязь не ударит. Молитвой квашню не замесишь. Кто любит науки, тот не знает скуки.


Рушник Один из прекрасных примеров- Рушник, доставшийся по наследству, старинная работа начала 20 столетия. Вышита односторонним крестом на тканном полотне (скорее всего домашнего ткачества), кружево (мережка - горьковский гипюр) тоже ручной работы. Схема рисунка восстановлена.


ВЫШИВАЛЬНОЕ ИСКУССТВО НА РУСИ Русская вышивка имеет очень глубокие корни. На территории Древней Руси этим видом рукоделия в совершенстве владели все женщины вне зависимости от возраста и положения в обществе. В этом нет ничего удивительного: русская природа, поражающая своей красотой, непредсказуемостью и разнообразием, вот лучший воспитатель художественного вкуса. Нельзя жить в России и не уметь ценить по достоинству великолепие ее необъятных просторов бескрайних степей, непроходимых лесов, бурных рек и завораживающих, пугающих болот. Однако не только стремление к отображению красот природы послужило распространению вышивки среди русичей. В основе этого вида рукоделия, а в особенности вышивки крестом, лежат обычаи и обряды нашего народа. Вышивальное искусство на Руси


Вышивка Русская вышивка имеет очень глубокие корни. На территории Древней Руси этим видом рукоделия в совершенстве владели все женщины вне зависимости от возраста и положения в обществе. В этом нет ничего удивительного: русская природа, поражающая своей красотой, непредсказуемостью и разнообразием, вот лучший воспитатель художественного вкуса. Нельзя жить в России и не уметь ценить по достоинству великолепие ее необъятных просторов бескрайних степей, непроходимых лесов, бурных рек и завораживающих, пугающих болот. Однако не только стремление к отображению красот природы послужило распространению вышивки среди русичей. В основе этого вида рукоделия, а в особенности вышивки крестом, лежат обычаи и обряды нашего народа. Крест для русского человека всегда был символом защиты, способным оградить от воздействия нечистой силы, дурного глаза и прочих неприятностей.


Вышивка крестиком Во времена господства язычества руссичи, как правило, украшали полотенца, простыни, покрывала, скатерти и другие предметы быта. Также широко была распространена отделка вышивкой одежды. Наиболее популярными являлись вышитые головные уборы, сарафаны и рубахи. Особое место в то время отводилось символической вышивке: вещи, используемые при проведении различных ритуалов, обязательно украшались шитьем. Только самым искусным мастерицам доверялось вышивание полотенец для убранства капищ, предметов, предназначенных для украшения священных деревьев, могильных крестов, нарядов невесты и жениха. Одновременно с этим начала развиваться сюжетная вышивка, отображающая бытовые сцены, природные пейзажи, портреты людей и изображения животных. С приходом на Русь христианства вышивка приобрела новое значение.


Информация Теперь вышитые изделия рассматривались как символ Христовой веры. Особенная роль при этом отводилась вышивке крестом. Вышитые полотенца стали использоваться для убранства иконостаса, зеркал, окон и дверей жилища. В качестве необходимого атрибута на всех значимых праздниках выступали украшенные вышивкой предметы. Рукодельницы заранее готовили обереги к каждому венчанию, крестинам, рождению ребенка и т. д. Обыденные, то есть «об один день сделанные», изделия имели наиболее высокую ценность. Считалось, что полотенце, вышитое в период с рассвета до заката одного дня, приобретает первозданную чистоту. Как правило, подобную вышивку несколько мастериц выполняли сообща. С первым лучом солнца они брали в руки иголки, а последний стежок делали одновременно с заходом светила за горизонт. Если им удавалось закончить работу в срок, результатом совместного творчества представал оберег, способный отвести смертельную болезнь, предотвратить стихийное бедствие, защитить от нечистой силы. В своих работах вышивальщицы использовали разнообразные мотивы, которые зачастую несли в себе скрытый смысл. При этом каждый элемент узора обозначал особый символ. Например, пожелания добра и благополучия в семейных отношениях скрывались в изображении крючковатого креста, а небесное светило символизировали разнообразные круги и ромбы, вписанные вышивальщицами в орнамент.







Машина для пряжи Вышивка служила для убранства храмов и церквей, а также использовалась в качестве украшения элементов одежды высокопоставленной знати (бояр, членов царской семьи) и церковнослужителей. До наших дней сохранилось покрывало, предназначенное для убранства царского престола, которое было вышито одной из самых искусных мастериц своего времени дочерью царя Бориса Годунова. Самые распространенные мотивы орнаментов женские фигуры, земноводные и рептилии (змеи и лягушки), птицы (петухи, павлины и т. д.), разнообразные деревья и цветы. При работах вышивальщицы используют различные виды швов: счетную гладь, козлик, косичку, набор, крест и мережку. Местом расположения вышивок на одежде служат, как правило, соединительные швы, воротники, подолы, края рукавов и разрезов.

  • Сергей Савенков

    какой то “куцый” обзор… как будто спешили куда то