История плетения в технике макраме презентация. Макраме презентация к уроку по технологии на тему

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

М а к р а м е Выполнила учитель технологии МОУ-СОШ с. Озёрное Аткарского района Саратовской области Стихина Елена Ивановна

Из истории макраме Макраме- это вид рукоделия, основой которого является узелок, первоначально происшедший от простой функциональной необходимости соединить две нити, но, постепенно усложняясь, приобретший декоративное значение. История узелкового плетения является ровесницей истории человечества. Началась она с того времени, когда человеку понадобилось соединить два конца нити и он завязал первый узел. Позже первобытные охотники из шерсти животных и болотных трав плели сети. На протяжении всего своего пути развития человечество относилось к узлам по-разному. Были периоды, когда узлы просто запрещали. Среди многих табу, соблюдение которых выпало на долю римских сенаторов, был запрет иметь на одежде хотя бы один узел. На Руси вязать узлы- « наузить » означало «колдовать, знахарить, ворожить». Христианством на Руси осуждалось ношение узлов. Но такое отношение к узлу было недолгим и неповсеместным. На востоке в древности существовала узелковая грамота, благодаря которой люди собирали и сохраняли информацию. Расцвет макраме относится к IX веку до н.э.. Родоначальниками макраме считают моряков.В XIV веке моряки ознакомили с искусством плетения жителей Испании, Индии, Китая. Тогда же макраме стало известно в Италии. В XVII веке макраме из Италии распространилось в Северную Европу и Северную Америку, стало очень популярным в Англии. В разные времена искусство плетения называлось: квадратное плетение, узелковое кружево и только в XIX веке этот вид рукоделия стали называть «МАКРАМЕ». В переводе с турецкого « макрама »- этошарф с бахромой. Новая волна возрождения макраме началась в XIX веке. С двадцатых годов XX века макраме вновь возрождается и входит в моду. Широки возможности макраме для творческого проявления личности. Вы берёте в руки обычную верёвку, завязываете узелки и… сотворяете чудо.

Материалы и приспособления Шнур может быть хлопчатобумажным, льняным, кожаным, синтетическим, смешанным - любым. Главное - чтобы он хорошо затягивался, не распускаясь при первой возможности, не натирал руки, и очень желательно - был круглым в сечении. Острые ножницы; "Сантиметр" или рулетка (а удобнее всего - метровая линейка); Вязальные крючки разной толщины для протягивания нитей в некоторых узлах и спица/иголка для распускания неправильно затянутых узлов; Прочные булавки с большими пластиковыми головками. Подушка для плетения. На первых порах подойдет даже небольшая диванная "думка" (30х30 см), набитая таким материалом, который будет прочно держать булавки - например, поролоном. Также пригодятся: Различные кольца, от маленьких до больших (например, от старых пялец) - деревянные, пластмассовые, а лучше всего - металлические; Деревянные палочки, планочки, линейки и карандаши; Толстая проволока для создания каркасов (хотя никакая проволока не сравнится с тем, что может сделать знакомый сварщик, у кого он есть:); Бусины, другая фурнитура.

Крепление нитей на основу. Плетение всегда начинается с крепления нити. Есть несколько вариантов крепления, и каждый из них подходит для определенных случаев. Первый способ крепления нитей 1 Сгибаем рабочую нить пополам и петлей кладем на нить-основу. 2 Перегибаем петлю за нить-основу. 3 Продеваем концы рабочей нити в петлю (петля протянута под нитью-основой). 4 Затягиваем концы рабочей нити. Второй способ крепления нитей 1 Сгибаем рабочую нить пополам и петлей кладем под нить-основу. 2 Перегибаем петлю на нить-основу. 3 Продеваем концы рабочей нити в петлю (петля проходит над нитью-основой). 4 Затягиваем концы рабочей нити.

Крепление нитей на основу Расширенный способ крепления нитей- Расширенный способ крепления довольно распространен, так как большинство изделий плетутся не плотной, а ажурной вязкой, из-за чего обычный наборный ряд может некрасиво расползтись. Расширенный узел позволяет этого избежать, работа выглядит более аккуратно. Крепление одного конца нити репсовым узлом-на фото показано как крепить только один конец нити (для этого использован репсовый узел)

Основные узлы: плоский узел Плоский узел, пожалуй, один из наиболее распространенных в макраме. Связано это с тем, что один узел имеет множество вариаций. Познакомимся с некоторыми из них на практике. Одинарный плоский узел Витой шнур- выполнив несколько одинарных узлов подряд мы получим витой шнур.

Двойной плоский узел (Квадратный узел)

Другое название этого узла - квадратный узел. Если Вы потренировались в завязывании одинарных плоских узлов, то считайте, что уже умеете завязывать и двойной:). Двойной плоский узел состоит из одного левого и одного правого одинарных узлов, завязанных один за другим.

«Горошина» "Горошина" - прекрасный декоративный элемент, который может иметь и практическое применение (например, служить "пуговкой"). Выполняется очень просто, а выглядит эффектно. Приготовьте вязальный крючок - он вам пригодится.

Цепочка из квадратных узлов с пико Иногда нужно сплести плотную цепочку, но с эффектом ажурности. Для этого чаще все используют либо узел « Фриволите » либо цепочку из квадратных узлов с пико. Пико - это декоративные петельки по бокам цепочки

Репсовый узел Репсовый узел широко используется для создания как плотного полотна, так и ажурных узоров. Ряды репсовых узлов называются бридами. Бриды бывают горизонтальными, вертикальными, наклонными, фигурными - в зависимости от направления узелковой нити (нити-основы). При плетении брид слева направо узлы плетут левой рукой (рис. 1), а при плетении справа налево - правой (рис. 2). При этом свободная рука натягивает нить-основу. На рисунке показан расширенный (или тройной) репсовый узел. Отличие от обычного репсового узла- дополнительный виток. Применяется при необходимости получения наиболее плотной бриды

На рисунке - горизонтальная брида. Аналогично плетутся вертикальные и прочие бриды. Меняется только направление нити-основы. С помощью брид можно создавать самые разные рисунки: листочки, ромбы, плетенки и т.п. Распространенный прием - на фото к этому разделу. Плетут две диагональные бриды от центра, внутренние нити переплетают, завершают ромб теми же диагональными бридами - теперь с двух сторон к центру. Еще один полезный прием - сдвоенная нить-основа. Чтобы горизонтальная брида получилась ровной и одинаковой с двух сторон, соединяют крайнюю левую нить с крайней правой - правую нить заводят налево, а левую - направо. Образуется двойная основа для узлов.После того как брида будет готова, нити берут за свободные концы и аккуратно растягивают в стороны, выравнивая плетение. Важно не перетянуть.

Прием "Утолщенный край" Утолщенный край чаще всего используется в конце работы, чтобы аккуратно свести нити в одну точку. Для этого в нужном направлении начинают плести репсовую бриду, при этом после выполнения первого репсового узла рабочая нить от него добавляется к нити-основе, и таким образом, следующий узел плетется уже на основе из двух нитей, следующий за третьим узлом - на трех, и т.д. Получается плавно расширяющаяся репсовая брида. Таким образом, можно с помощью двух брид с разных сторон плетения свести все нити к центру, а там закрепить их оплеткой.

Прием Кавандоли Прием Кавандоли носит такое название по имени изобретательницы этого метода плетения узора. Также его называют "вышивкой цветными репсовыми узлами". Используют для таких изделий, как очечники, кошельки, сумочки и т.п. Метод основан на том, что при плетении полотна репсовыми узлами можно в произвольном порядке чередовать горизонтальные и вертикальные узлы. Сначала нужно нарисовать необходимый узор на листе в клеточку (каждая клеточка будет обозначать один репсовый узел). К примеру, мы хотим выполнить черный узор на белом фоне. Для основы берется длинная нить черного цвета (можно плести прямо от клубка, не отрезая нить), на нее навешивается необходимое количество нитей белого цвета. Плетутся горизонтальные бриды. Плетение выполняется по рисунку, и там, где по узору необходим узел черного цвета, узелковая нить становится рабочей, а находящаяся в месте этого узла рабочая - узелковой. Получается черный вертикальный узел другого цвета среди белых горизонтальных.

Пионерский узел

Пионерский узел - это изнанка репсового узла. Получаются этакие крестики, а направление верхнего витка зависит от направления плетения - справа налево или наоборот. Это очень простой и эффектный прием, советую освоить его и использовать наряду с репсовым узлом. Описывать процесс завязывания узла не буду - все видно на рисунке:)

Узел " Фриволите " Узел " Фриволите " часто используется в декоративных целях - например, для оформления края работы, либо для оплетения бусин. На рис. 3 показана разновидность узла с пико (петельками). Кстати, пико можно применять и с другими узлами - например, с квадратным. Чтобы петельки получались одного размера, используют планку или линейку подходящей ширины, вкладывая ее между узлами. На рисунках - правый узел " Фриволите " (петельки - справа).

Узел "Капуцин" Узел "Капуцин" используется для создания красивых "сережек" на концах нитей. Чем больше оборотов Вы сделаете нитью, тем сложней и красивей получится узел. Но тем сложнее будет его правильно затянуть. Подозреваю, длинный "Капуцин" можно сделать только из хорошо скользящей нити. Я обычно делаю 4-6 оборотов.

Цепочка "Змейка" "Змейка" хороша малым расходом нити. Она выполняется на двух концах и часто используется в качестве петельки для подвешивания панно. Особенность змейки, которую необходимо учитывать - она растягивается.

Плоская косичка На фото - косичка из 4 красных и 2 черных нитей. Более интересный рисунок получится, если взять три нити одного цвета и три - другого. По толщине и фактуре нити должны быть одинаковыми, иначе получится неаккуратно. Соедините все нити в пучок, разделите их на правую и левую группу, по цвету. Возьмите крайнюю правую нить и переведите ее налево, присоединив к левой группе. Теперь возьмите крайнюю левую нить и присоедините ее к правой группе. Продолжайте плести, чередуя перевод крайних нитей из одной группы в другую. В конце плетения зафиксируйте нити узлом.

Китайские узлы «Лист клевера» Этот узел завязывается одним концом шнура и состоит из внутренних петель (центр узла) и внешних, изображающих листья. Количество внешних петель может варьироваться от 2 до 5-6. Именно по этой причине узел также известен как Цветочный узел (Flower knot). Часто используется в составе более сложных комбинированных узлов. Китайцы верят, что лист клевера с четырьмя лепестками приносит большую удачу.

Узел " Свастика " Другие названия - Узел Добродетели или Узел Истинной Любви. Этот узел похож на древний буддистский знак, символизирующий солнце, огонь, сердце Будды, абсолютную добродетель и власть над злом. Приносит удачу и процветание. Схема плетения представлена ниже.

Китайский узел (узел "Крест")- узел «Крест» завязывается на двух нитях, часто разного цвета.

Узел Удачи В отличие от большинства узлов, чьи названия произошли от названий декоративных элементов, которые они представляют, этот широко распространенный узел был безымянным, пока Лидия Чен (Lydia Chen) не дала ему название, по аналогии с похожими на него узлами. Схема плетения - как у шнура из Китайского узла, только там работают отдельными концами, а здесь - петельками из сдвоенных нитей. По сути узел Удачи состоит из двух Китайских узлов.

Узел " Жозефина " Узел, известный нам как " Жозефина ", китайцы называют "Двойной монетой" - Double Coin Knot . По их мнению, этот узел символизирует две соединенные старинные монеты, что в свою очередь обозначает благополучие и долголетие. Узел Double Coin часто помещают над входом в магазины/офисы, что должно привлечь много клиентов, а следовательно, принести хорошую прибыль.:)

Изделия выполненные в технике МАКРАМЕ


Завязывание узлов на веревке для ее практического использования относится к числу древнейших изобретений человечества. Можно предполагать, что первобытный человек придумал десяток-другой узлов и научился плести сети раньше, чем научился добывать огонь. Очевидно, он начал применять узел задолго до того, как изобрел лемех, колесо, иглу, топор, лук и стрелу. Существование первобытного человека, его быт невозможно представить без веревки, сделанной из лиан, волокон растений, из полосок кожи или сухожилий животных.

Умение вязать на веревке узлы и плести сети в древности ценилось очень высоко и считалось родовым достоянием. Оно ревниво охранялось от чужаков и передавалось от отца к сыну, из поколения в поколение.

Однако изобретателями самых хитроумных и практичных узлов оказались моряки. Появившийся более пяти тысячелетий назад парусный корабль был немыслим без веревок, которыми крепились мачты, поддерживались паруса.

Ко времени расцвета парусного флота в морском деле насчитывалось около 500 узлов. Моряки прошлого помимо узлов использовали в своей работе множество различных, практически необходимых плетений. Однако большинство различного рода плетений и орнаментов из веревки моряки придумали… от скуки. Вспомним, что в старое время плавание парусников длилось нередко годами. Чтобы скоротать свободное от вахты время, моряки занимались рукоделием. Их материалами были отслужившие свой век тросы из манилы, пеньки и сизаля.

Удивительные по замыслу и великолепные по исполнению предметы плетения моряки по возвращении на берег после долгой разлуки дарили своим женам и любимым. Со временем женщины переняли у моряков искусство превращать простую веревку в изящную и нужную вещь.

Макраме - это вид рукоделия, основой которого является узелок, первоначально происшедший от простой функциональной необходимости соединить две нити, но, постепенно усложняясь, приобретший декоративное значение.

Имеются разные толкования слова «макраме». В Европе впервые это слово начинают употреблять в XIX веке в значении «узелкового плетения». Более древним является арабское слово «миграмах», означающее «платок» или «шаль», и турецкое слово «макрама», означающее «нарядный платок» или «шаль с бахромой». Видимо, слово претерпело историческое изменение, путешествуя по странам.

История узелкового плетения является ровесницей истории человечества. Бытует мнение, что истоки декоративного искусства плетения следует искать в древнем Китае и Японии. Но археологические находки в других странах подтверждают распространение узелкового плетения и в других частях мира, например, в египетских гробницах найдены образцы узелкового плетения, которым более 4-х тысяч лет.

В истории человечества поразному завязанные узлы играли еще одну важную роль, они являлись способом накопления и передачи информации из поколения в поколение. В древней культуре инков существовала развитая система узелковой письменности, а в археологических раскопках найдены и четки в виде ожерелья из узелков. Систему письменности можно было расшифровать по форме, размерам, цвету и по взаимному сочетанию узлов. Аналогичный вид применения этой техники найден в древнем Китае и у индейцев Северной Америки. По сей день сохранился обычай: чтобы не забыть - завязать узелок на память.

За свою историю макраме неоднократно претерпевало забвение, но неизменно возрождалось, привнося новые приемы, новые материалы и способы применения.

Как и в древности, по сей день сохранилось применение декоративного узелкового плетения для украшения одежды. В технике макраме создавались разнообразнейшие элементы гардероба: накидки, капюшоны, нарядные кружева и бахрома. Особо изысканные кружева плелись из золотых нитей и применялись для отделки одежды знатных вельмож.

В XIII веке узелковая техника из стран Востока проникла через Испанию в Европу. Этому процессу активно способствовали моряки, применявшие знание завязывания узлов не только в своей непосредственной работе, но и для создания предметов обихода, распространившихся затем по разным странам.

В XV столетии, после крестовых походов, плетение как декоративное искусство начинает развиваться в Италии, а в Западной Европе особую популярность достигает в XVIII веке. «Золотым веком» макраме считается викторианская эпоха в Англии. Особенно популярно было применение этой техники для создания составных частей интерьера - скатертей, покрывал, абажуров, для отделки щирм и поверхностей кресел.

Выполнил: ученик 9 «а» класса Еремеев Владислав

Проверил: учитель технологии Аксеновская Е.М.






Одинарный плоский узел

Двойной плоский узел






« Коллаж » происходит от французского слова, буквально обозначающего «наклеивание». Коллаж – это технический прием в изобразительном искусстве, когда на какую-либо основу наклеиваются самые разные по цвету и фактуре кусочки материалов. В графических коллажах обычно используются вырезанные картинки, бумага разного цвета и фактуры, а также ткань, фольга и прочее – зависит лишь от буйности фантазии творца.


Взял кусок ДВП, нанес эскиз карандошем и приклеил ранее сплетенные узлы на основе ствола дерева

Взял нить размером 1,5 метра после чего сложил ее пополам и получил начало подвески, сплетя петлю


Получив начало подвески, я разделил нити на четыре сектора и проплел каждый из них, употребляя два основных узла, включая узел фриволите. Также приплел к середине каждого из узлов деревянные кольца.

Чтобы ограничеть картину, я прибил рамку. Чтобы изобразить поверхность, на которой стоит дерево, я мелко нарезал нить и приклеил их ввиде поверхности.


Закончив плести сектора, я вставил кольцо для поддержки основания кашпо.

После покрытия лаком я приступил к грунтовки серебром и морилкой красного оттенка, чтобы придать картине более изящный вид




«Эстетическое восприятие, положительные эмоции»

«Это красиво. Обязательно нужно:душа отдыхает и взгляд


Да, могут. В кабинетах специализированного направления, как наглядное пособие для учащихся. Так же эти работы могут использоваться в школьной галереи, которая предположительно будет создана в недалеком будущем.

Нужны.Неплохо было бы поучиться самому плести такие изделия. Красиво!



История макраме. « Макраме » - это узелковое плетение, один из самых древних и удивительных видов рукоделия. История « макраме » уходит в глубину веков, человек, возможно, завязал первый узел тогда, когда ему потребовалось изготовить ловчую сеть, чтобы добыть себе пищу. В разные времена человечество относилось к узлам по - разному. С узлами в жизни людей было связано немало примет и суеверий. Изобретателями самых хитроумных и практичных узлов были моряки. В переводе с арабского означает – кружево, тесьма, бахрома, основой которого является – узелок.


Макраме - один из видов декоративно - прикладного искусства. Основой макраме является плетение (завязывание) узелков. Технику макраме знали в Древней Греции, Древнем Египте, Ираке, Ассирии, Китае, Перу. Макраме периодически забывалось, а затем снова возрождалось. Интерес к макраме обусловлен еще и тем, что приемами узелкового плетения, может овладеть каждый, возможности макраме безграничны.


Материалы для плетения. Материалы для плетения могут быть самыми разными: - пеньковая или льняная верёвки, - бумажная бечёвка, - кордовая или шёлковая леска, - льняные, хлопчатобумажные, шёлковые или синтетические нити, - плоская тесьма, сизаль. Главное правильно подобрать узлы.










Тема. Виды репсовых узлов. Плетение горизонтальных и диагональных брид


  • Ознакомить с организацией рабочего места, видами репсовых узлов, их обозначением на схемах;
  • Научить плести горизонтальные и диагональные бриды из репсовых узлов;
  • Формировать внимание, логическое мышление;
  • Развивать интерес;
  • Воспитывать аккуратность, культуру труда

Материалы для плетения макраме

Материалы для плетения макраме должны быть крепкими, крученными и податливыми.

Нитки могут быть толстыми и тонкими

Нитки используют хлопчатобумажные, льняные, синтетические, шелковые, конопляные, пеньковые шнуры, ленты, веревки, шпагаты


Инструменты для плетения макраме

Для плетения макраме используют:

подушку набитую опилками или песком;

пенопласт;

булавки, ножницы, сантиметровую ленту, клей, вязальные крючки


Плетение репсовых узлов

Репсовые узлы широко используют для образования плотного полотна или ажурного узора.

Они бывают правосторонние и левосторонние.


Образование горизонтальных брид

Ряды реповых узлов образовывают бриды. Бриды бывают горизонтальные


Образование диагональных брид

Если репсовые узлы плести под углом 45 градусов,

образуются диагональные бриды.


Техника плетения репсового узла

Правый петельный узел (репсовый)

Левой рукой вертикально натянуть направляющую нитку, которая расположена с левой стороны.

Возьмите в правую руку рабочую нитку, обкрутите ею направляющую нитку, протяните конец рабочей нити в петлю, которая образовалась и затяните узел. В зеркальном отображении выполняют левый петельный узел.


Образование узоров

Узор из диагональных брид

Узор «зигзаг» из диагональных брид


Образование узоров

Узор «ромб» из диагональных брид

Плетеные брелки из вертикальных брид

  • Сергей Савенков

    какой то “куцый” обзор… как будто спешили куда то