Дымковская игрушка из папье маше своими руками. Дымковская игрушка: делаем Барыню

Дымковские игрушки еще называют вятскими, или кировскими. Они имеют долгую историю, и появились более 400 сотен лет назад в одноименной слободе близ русского города Вятка.

История

Несколько слов из истории дымковских игрушек…

Изначально дымковские игрушки были посвящены празднику Свистунья. К этому дню народные умельцы изготовляли свистульки из красной глины, которые обжигали и рисовали на них различные узоры.

Они делались в виде различных животных. Здесь были:

  • и петушок,
  • и уточка,
  • и олень,
  • и индюк,
  • и лошадь,
  • а также фигурки барышни.

Однако со временем назначение праздника было забыто, а вот промысел возобновился в 20 веке и стал настоящей визитной карточкой этого края. Дымковские игрушки стали делать как русские сувениры.

Как ее сделать?

Сначала берется красная глина, смешанная с коричневым речным песком. Такой вид глины существует именно близ Вятки. Из нее вылепливается фигурка, например, петух, индюк или лошадь. Лепить фигурки приходится по частям. Затем с помощью жидкой глины они склеиваются, фигурка корректируется мастером. Затем игрушка высушивается и обжигается в печи при высокой температуре. Затем принимаются ее раскрашивать. Узоры наносят белой краской. Раньше краску делали из мела, замешанного на молоке. Сегодня существуют специальные краски. Кроме белого цвета, игрушки изобилуют синим, зеленым, желтым цветами, которые придают им особую жизнерадостность. Сверху игрушки покрывались взбитым белком, что придавало им яркий блеск и нарядность. Каждая игрушка неповторима, поскольку сделана вручную. Среди множества фигурок, собранных в музеях, вы не найдете двух одинаковых. Самый крупный музей игрушки находится именно в Кирове.

Презентация

Наверное, и вам, ребята, захотелось сотворить себе такие игрушки?

К сожалению, сделать это в домашних условиях невозможно, даже если вы владеете техникой лепки из глины. Но вот попробовать раскрасить силуэты дымковских игрушек вы можете. На нашем сайте вы найдете фото, картинки и раскраски для детей с изображением дымковских игрушек. Их можно скачать и распечатать. Вас встретят:

  1. веселый петушок,
  2. важная утка,
  3. кичливый индюк,
  4. грациозная лошадь
  5. и одетая в нарядные одежды барыня.
  6. Также здесь вы обнаружите многочисленные узоры, которыми украшают дымковскую игрушку.

Однако не спешите браться за раскраски. Сначала внимательно рассмотрите фото игрушек, запомните, какими цветами разрисованы фигурки, поскольку цвета на фигурках имеют свою закономерность. Фото помогут вам самим сделать выводы, а раскраски для детей – попрактиковаться. Наверное, самыми любимыми игрушками детей являются петушок и индюк, иногда детьми упоминается барыня. Почему? Они самые яркие, самые нарядные. Подумайте, как выглядит петух, какие цвета вы используете, чтобы его раскрасить, ведь петух в старину был символом начала нового дня, восхода солнца. В его фигурке – все цвета радуги. Предложенные на нашем сайте фото и раскраски помогут детям ближе познакомиться с этим необычным русским народным промыслом, проявить свою фантазию и смекалку, научиться рисовать. Знакомство с любым древним промыслом обогащает ребенка, связывает его с предками, с русскими корнями. А знакомиться с игрушками вдвойне интереснее. Из глубины веков они открывают детям свои секреты, делятся жизнерадостностью, создают хорошее настроение и творческий подъем.

Подборка материалов по теме

нажмите на картинку ниже, чтобы скачать коллекцию картинок с изображением дымковских игрушек: А также Вы можете скачать на свое усмотрение отдельные картинки дымковских игрушек: барыня Лошадь Петух Индюк Утка

Самым древним русским ремеслом считается дымковская роспись. Этому промыслу уже более 400 лет и возникло оно в слободе Дымково. Теперь это является территорией города Кирова. Дымковские игрушки изготавливались к весеннему языческому празднику «свистунье», а сейчас входят в символы Кировской области, сохраняя память о самобытных традициях Вятского края.

Праздник Свистунья по легенде проводился в честь поминовения убитых в «хлыновском побоище» и по языческим обрядам праздновался шумно со свистами и плясками, кулачными боями, катанием шаров по оврагу, пировали и пили вино, устраивали ярмарки. Женщины к этому праздники лепили фигурок — свистульки и другие игрушки в виде барыней, нянек с детьми, кавалеров, козлов, лошадок, выполненных из глины и украшенных декоративным рисованием. Гуляния переходили в праздник солнца и праздновалось три дня.

Техника создания

Начнем с того, что изначально фигурки дымковской игрушки лепились из смеси ярко-красной глины с коричневым песком, который добывали на реке, а затем обжигались в печи до полного высыхания. Затем игрушку покрывали мелом, разведенным на молоке, создавая белоснежный фон для последующей росписи.

Как и в других старинных русских ремеслах, для раскраски использовали темперные краски – сухие пигменты на яичном желтке с квасом. Разрисовывали перьями или палочками. Цветовая гамма игрушек пестрит яркими красками в основном красных, желтых, синих, зеленых цветов. В игрушки добавляются ромбики из потали или сусального золота, как видно на картинках.

Обратите внимание. Сейчас используют кусочки фольги, медный поташ или просто золотистую краску.

Создание дымковской игрушки дошло до наших времен, как вид лепки для детей с родителями. Дымковскую игрушку можно пробовать изготовить самому по образцу, изучив принципы лепки фигур и элементы узоров и разрисовки на игрушках. В наши дни на рынке достаточное количество материала и выборов красок. Дымковские фигурки лепят из теста, полимерной глины, а разрисовывают яркими красками, не содержащими лак.

Чтобы сделать лошадку или барышню, берем специальную глину для лепки, гипс. Белый фон делаем белилами в два слоя. Хорошо просушиваем.


Для тех кто никогда не сталкивался с лепкой, работа может показать сложной, но даже если это просто развлечение с детьми, то качество работы, не имеет значения, важен сам процесс. Теперь берем яркие краски и наносим узоры. Роспись особенная и имеет свои устоявшиеся за многие века элементы и орнаменты. Узоры геометрической формы, яркие без плавных переходов и полутонов. Фото ниже:

Золотые вкрапления в узоры выполняют красками, которые можно купит в магазине. Во все времена язычества на Руси, использовали геометрические формы и узоры в качестве символов, ромб использовали в значении плодородия, волнистые линии означали воду, красный цвет огня, так красный круг — это символ солнца, голубой цвет — небо, зеленый — цвет природы, земли, пашни и так далее. Черный цвет также использовали в основном для окраски волос и бровей.

Роспись таких игрушек — не очень сложное занятие и хорошая тренировка мелкой моторики рук детей, незамысловатые рисунки помогут научить ровно наносить линии красками и кисточками.



Процесс лепки изделия выполняется поэтапно, по кускам, а затем детали соединяются вместе. Сейчас самому процессу изготовления фигуры и разрисовке выделяется больше внимания, чтобы игрушка получилась качественной.

Главное птицей вятских игрушек стал индюк, ведь его можно как нельзя ярче разрисовать и на раскрытом хвосте много места для ярких орнаментов.


Творчество в современности

Роспись фигурок в дымковской росписи включают в программу подготовительных занятий детских садов. А изготовлением качественных настоящих игрушек занимаются многие мастерицы, их работы пользуются спросом на рынке сувениров, сохраняя и продолжая традиции русского промысла.

Дымковская игрушка - глиняная скульптура, отдельный вид искусства. Для нее характерно определенное обеливание и яркая роспись.

Глина для изготовления традиционно добывалась в слободе Дымково, что на низменном берегу реки Вятки у города Кирова. Собранную красную глину в слободе раньше рубили лопатой, смешивали с мелким речным песком - рядом есть огромный речной пляж. Так вот, глину, после смешивания, много раз переворачивали, смачивали водой. В старину так вообще ногами месили.

Сейчас мастерица не копает глину и не месит ее. Подготовка материала происходит машинным способом, на одном из керамических производств. Глина приходит в мастерские в готовом виде - полиэтиленовые упаковки-брикеты по 10 килограмм.

Лепка игрушки.

Каждая игрушка от куска глины до готовой скульптуры выполняется одним мастером . Если раньше много времени тратилось мастерицей на подготовку глины и побелки, то сейчас уделяется больше внимания именно процессу лепки и росписи игрушки.

Куски глины разделяют и раскатывают в шарики. Из шариков делают отдельные детали игрушки. Дымковская игрушка тем и отличается, что она делается не из одного куска глины, а из нескольких. Шарик глины раскатывают в блин, из блина делают конус - готова юбка барыни. Она полая внутри со стенками толщиной 4-6 мм. Стенки конуса выравнивают - вертя заготовку в руках. Затем, смачивая водой, прикрепляют ручки-колбаски, шарик головы. Все из небольших кусков глины.

Все основные элементы игрушки делают в первую очередь. Все стыки разглаживают влажной тряпочкой. Получается словно единое целое. Затем украшают игрушку деталями - кокошник, муфта, сумочка, собачка, косички, шляпка и т.д.

Сушка и обжиг.

Сушат слепленную заготовку в течение 3-5 дней, иногда дольше, на воздухе.

В старые времена игрушку обжигали в русских печах . Ставили прямо на дрова, либо на железный противень.

Глина начинает разогреваться и скоро становится как бы прозрачной - светится ровным красным цветом в огне. На этом процесс обжига заканчивался, и игрушки медленно остывали в потухшей печи.

Сейчас игрушки обжигают в муфельных печах при температуре более 1000 градусов. Такая высокая температура придает глине еще большую прочность. Печи довольно большие, в них игрушки загружают партиями. Опять же у мастериц не отнимается драгоценное время на нетворческие процессы.

Обеливание и роспись игрушки.

После печи заготовка получается коричнево-красной. Для побелки в старину использовали раствор мела на молоке - окунали игрушку целиком. Молоко на поверхности скисает и образует прочную яркую пленку козеинового клея . Обеливание - это характерная черта Дымковской игрушки.

Сейчас обеливание производят с помощью темперных белил, которые наносят кистью.

Финальная часть процесса - роспись .

Сначала расскажем о старинном традиционном способе росписи:
Сухие краски растирались с яйцом, добавлялся перекисший квас или уксус. Цветовая гамма была небогатая, только основные тона. Использовались составы от сажи до фуксина и хрома. Эти краски как будто отдавали заготовке часть своего цвета и звучали приглушено. В XX веке использовали гуашь, также разведенную на яйце. Сейчас используют яркие акриловые краски - очень стойкие.

Кисти используют пре имущественно мягкие, разного размера. Тонкие кисти позволяют мастерице привносить в сюжет мелкие детали - это не всегда хорошо, так как приводит к перенасыщению сюжета.

Поверх краски наклеивают кусочки сусального золота или потали - смеси цинка и меди. Они блестят и придают вместе с яркими красками ослепительное очарование Дымковской игрушке .

Мир дымковской игрушки - это мир сказочно нарядных, красивых и выразительных по пластике фигурок животных, людей, птиц. Образы народной пластики легко узнаваемы детьми и радуют их яркими красочными орнаментами. Дети быстро включаются в творческие игры, с удовольствием сочиняют и пробуют воплощать свои задумки. По рабочей тетради проводятся занятия: "Многоцветные дымки", "Всадники", узоры "Солнышко", "Уточка с утятами", "Дымковские узоры", "Индючок", "Наряд крестьянки", "Птичка и водоноска".

Первое занятие — вводное. Дети рассматривают фигурки дымковской , отвечают на вопросы о цвете, разнообра­зии элементов геометрического узора, делятся своими впечат­лениями. Обращаем внимание на отличительную особенность дымковской палитры - яркие, праздничные цвета. В конце за­нятия дети подбирают на листе цвета дымковской палитры.

Обращаем внимание на необычный образ наездника на козле. Дети «оживляют» фигурки, повторяя на силуэтах зна­комые узоры. Узоры рисуются сразу кистью, без предвари­тельного рисунка карандашом - так рисуют народные масте­ра. Лучше работать гуашевыми красками.

Бока крутые,

Копыта с оборкой,

На спине Егорка.

(А. Дьяков)

Рисуем узоры кистью и печаткой-тычком. Дети самостоя­тельно изготавливают большую и маленькую печатку-тычок. Для этого нужно плотно скрутить полоску бумаги, как пока­зано на рисунке. Для каждой краски делается свой тычок.

Дети рисуют узор «солнышко» с помощью кисти и печат­ки-тычка. Последовательность выполнения узора показана на рисунке.

Утушка - любимый образ в народном творчестве, связан­ный с солнцем, изобилием. Грудку и крылья птицы украша­ют узоры, напоминающие большое и маленькое солнышко.

Дети самостоятельно подбирают краски и украшают уточ­ку с утятами узором «солнышко».

Утка-Марфутка

Бережком идет,

Уточек-Марфу точек

Купаться ведет.

(Т. Маврина)

Знакомство с дымковскими узорами продолжаем на при­мере росписи декоративного оперения хвоста индюка. Дети завершают роспись, используя кисть и печатку-тычок. При­меняются различные приемы работы кистью: проведение волнистых линий одинаковой толщины, прикладывание ки­сти для изображения декоративного цветка.

Обращаем внимание на то, как ритм узора согласуется с округлой формой хвоста.

Индючок-традиционный мотив дымковской . Дети рассматривают цветную иллюстрацию или игрушку, чи­тают четверостишье народного мастера А. Дьякова.

Дети выполняют роспись фигурки индюка кистью и пе­чаткой-тычком, самостоятельно варьируя и сочиняя узоры.

Дети упражняются в проведении кистью горизонтальных и вертикальных цветных линий на юбке-поневе, украшают узор-клетку дополнительными элементами.

В декоративной росписи этих фигурок можно увидеть своеобразное отражение элементов народной одежды: ко­кошник, серьги, бусы, кофта, юбка, передник. Как и в народ­ном костюме, все изукрашено узорами. Узоры гармонично сочетаются по цвету.

В росписи фигурки крестьянки дети самостоятельно варь­ируют узоры. Рисование узоров кистью лучше начинать с крупных элементов.

Дети упражняются в росписи, дорисовывая узоры на юб­ках. Закрепляем различные приемы работы кистью: проведе­ние линий разной толщины и направлений, нанесения отпе­чатка всей кистью и концом кисти. В работе используется печатка-тычок.

Наряд барыни поражает красивыми узорами, обилием во­ланов. В лепке и росписи этой фигурки народные мастера от­разили своеобразие моды горожанок давно ушедших лет.

Де­ти самостоятельно варьируют элементы декора одежды на фигурке барыни.

Продолжаем развивать эстетическое эмо­циональное восприятие образа .

На рисунке изображены этапы лепки мастером дымков­ской . Главная особенность- фигурки из глины.

Для работы понадобятся:

дощечка-подставка (деревянная, пластмассовая или линолеумная);

стеки-деревянные или пластмассовые палочки с плоски­ми округленными концами разной формы (см. обложку);

баночка с водой;

тряпочка.

Вылепленная глиняная фигурка должна просохнуть, на это понадобится несколько дней. Затем можно, не обжигая в муфельной печи, расписать фигурку. Сначала покрываем ее в 2-3 слоя белой краской. Можно взять белую гуашь, но лучше воспользоваться водоэмульсионной белой краской - белый фон будет ярче, чище. По просохшему фону наносят­ся цветные узоры гуашью.

Если фигурка была вылеплена из а, то перед росписью надо поверхность обезжирить при помощи растол­ченного мела или зубного порошка.

Фигурку коня, как и фигурку барыни, народные мастера лепят по частям. На рисунке показано, какие заготовки на­до слепить, чтобы получился конь. Цифрами обозначена последовательность соединения и примазывания частей .

Образ коня в народном творчестве, как и образ птицы, любим и почитаем. Эти образы связаны с древним культом солнца. Как и все дымковские фигурки, конь выглядит пра­зднично и нарядно. Перед росписью вылепленной фигурки дети сочиняют и рисуют в тетради своего сказочного коня.

В игрушечном цирке представление. Все дымковские иг­рушки выглядят празднично и нарядно. Фигурки расписаны не все. Дети должны самостоятельно завершить облик игру­шечных артистов и расцветить дымковскими узорами ковер на арене цирка.

Спешат принять участие в представлении и другие дым­ковские герои: Иван-наездник на щуке, медведь и петушок. Дети самостоятельно придумывают узоры и раскрашивают фигурки.

Это завершающие занятия. Дети проявляют творческую активность в сочинении и импровизации по мотивам дымковского орнамента. Орнамент можно изобразить и вокруг игрушек, усилив праздничное настроение. Желательно та­кое задание совместить с лепкой разных фигурок дымков­ских игрушек и сказочных героев, сочиненных детьми.

Из фигурок можно составить настольный театр: «Веселая кару­сель на ярмарке», «Царство Дымково» и т. д. Разыгрывая представление, дети могут читать загадки, прибаутки, сти­хотворения о дымке.

Нина Минченко

Задачи : Знакомить детей с дымковской игрушкой как видом народно декоративно - прикладного искусства для обогащения зрительных впечатлений и формирования эстетических чувств.

С высокого берега Вятки видно село Дымково . В старину, когда зимой топили печи и летом, когда туман - все село было, как бы дымкой укутано . Вот от этого то и получило свое название село. Здесь, в далекую старину лепили из глины игрушки , которые так и назывались «дымковские » .

Поскольку Дымково находилось вблизи города Вятки (а сейчас это территория Кирова) ее иногда называют «вятской или кировской» . Дымковские игрушки существуют около четырехсот лет. В зимние вечера девочки и женщины лепили всевозможные игрушки - свистульки в виде уточек, козлов, баранов, оленей. Очень красивы игрушки в виде барынь . У каждой разная прическа, наряд. Фигурки женщин изображали в виде нянек и мамок с детками, водоносок.

Раньше этими игрушками играли дети , сейчас они служат как украшение жилья.

Игрушки делали из местной глины с добавлением речного песка. Вся работа считалась чисто женской. Затем игрушки сушили , обжигали в печи, покрывали белилами (смесь молотого мела и молока, раскрашивали яркими красками, сусальным золотом. Для приготовления красок использовали квас и яйцо. Работа изготовления игрушек трудоемкая - весь процесс от изготовления до росписи делается вручную, поэтому нет двух одинаковых игрушек . Особенно трудоемкой частью работы была роспись игрушки . Цвета в росписи использовались яркие, чистые, такие как голубой, синий, красный, зеленый, малиновый, желто-оранжевый (около десяти) . На белом фоне изображали клетки, полоски, точки, круги, волнистые линии в разных сочетаниях. В завершении работы игрушку покрывали яичным белком для сохранения этой яркости красок.

Мои дымковские барышни сделаны из пластилина . В конце учебного года остается отработанный - смешанный пластилин . Вот из него - то я и решила сделать дымковские игрушки .

Для формы использовалась верхняя часть пластиковой бутылки . В интернете можно найти такой мастер класс, поэтому я не буду повторяться, а представлю только некоторые фото изготовления барышень - игрушек .

Лепка игрушек увлекла так , что начав лепить козлика и лошадку, я не могла остановиться, пока «весь пластилин не ушел » .





Загрунтовать пластилиновые фигурки оказалась делом непростым. Затем еще поверхность игрушек ошкурила слегка .


После завершения всех работ я все - таки пожалела, что не приобрела самозатвердевающий пластик . Игрушки из пластилина непрочные и требует аккуратного обращения. При ощупывании остаются вмятины, может краска потрескаться. Придётся только созерцать.





Публикации по теме:

Для работы нам нужны: -пластиковая бутылка; -ножницы; -пластилин; -стека. Ход работы: Отрезаем ножницами верх у пластиковой бутылки.

Продолжая знакомство с дымковской росписью, ребятам было предложено расписать шаблон дымковской барышни. Перед тем, как начать расписывать.

Дымковские игрушки. Цель: Воспитывать интерес к народному быту и изделиям декоративно-прикладного искусства, фольклору России. Задачи: Познакомить детей с дымковскими.

Дымковские игрушки - это мое хобби, мое творение и вдохновение. Вначале изготавливала игрушки из глины. Нечаянно упадет лошадка у ребенка.

Конспект образовательной деятельности в средней группе «Дымковские игрушки» МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 72 Лазаревского района г. Сочи Конспект образовательной деятельности.

Конспект занятия по художественно-эстетическому развитию (изодеятельность) в средней группе «Дымковские игрушки» Программное содержание: Образовательные задачи: 1. Закреплять умение придумывать узор и украшать им силуэты изделий по – мотивам дымковской.

  • Сергей Савенков

    какой то “куцый” обзор… как будто спешили куда то