Узелковый батик техника выполнения для начинающих. Узелковый батик

Цель: Развить интерес у воспитанников к популярному виду искусства – узелковому батику.

  • познакомить детей с техникой создания узелкового батика;
  • научить создавать декоративные узоры на ткани при помощи завязывания узлов различной сложности;
  • научить применять данную технику в готовых изделиях;
  • самостоятельно выполнять швейное изделие с последующим украшением узелковой техникой;
  • формировать у детей потребность включения в творческую деятельность;
  • формировать качества творческой личности такие как: художественное самовыражение, развитие чувства композиции, эстетическую культуру выполнения изделий для быта и одежды.

Тип урока.

1-я часть урока: Теория. Наблюдение, усвоение нового материала.

2-я часть урока: Практика. Импровизация и фантазия.

  1. История возникновения батика.
  2. Виды и способы раскраски ткани с помощью завязывания различных узелков на ткани.
  3. Инструменты и приспособления.
  4. Правила техники безопасности
  5. Определение расположения узора на изделии (эскизы).
  6. Определение цветогаммы для узора.
  7. Определение способа завязывания узлов.
  8. Красители естественные.

Методическое оснащение урока.

  • Швейный кабинет
  • Стол раскроя
  • Манекен
  • Инструменты и приспособления
  • Ткань для узелковой техники
  • Информационный материал в виде иллюстраций
  • Образцы узелковой техники, имитирующие переднюю часть топа
  • Салфетки для самостоятельной работы
  • Схемы завязывания узелков в эскизах
  • Терминология (новые слова)
  • Образцы готовых изделий с применением узелковой техники
  • Стенд с эскизами изделий с различным цветовым решением и расположением узора на ткани
  • Таблица “Изменение цвета путём смешивания двух красителей”
  • Иллюстрации моделей из журналов мод

Организационный момент.

  • Приветствие.
  • Проверка явки учащихся.
  • Проверка готовности к занятию.
  • Организация рабочих мест.

Изложение нового материала. История возникновения батика .

Родиной искусства украшения тканей красящими веществами считают Индию – страну, где в изобилии природные красители, благодаря которым и появились разные способы расцвечивания тканей.

Так, например в Индии широко распространился способ “бандхари ”.

Перед окрашиванием ткани определённые её участки крепко перевязывались суровой нитью или сама ткань завязывалась узлом. Так на цветном фоне появлялась белая фантазийная узорная линия.

Это название изменилось сегодня и звучит – “бандана”, что означает “обвяжи – окрась”.

Уже в самом переводе заложен смысл узелковой техники. К сведению: знаменитая краска “индиго” в Европу была завезена также из Индии.

Узелковая техника под названием “планги”, что означает “пробел – пятно”, известна в Малайзии и Индонезии.

В Европе этот вид художественной росписи стал известен в ХIХ веке.

В России батик появился в ХХ веке и применялся для украшения интерьера: занавески, абажуры, покрывала, скатерти, настенное панно – всё богато украшалось в технике батика.

Например, в 70-е годы в технике узелкового батика молодёжь красила футболки, которые превращались из белых, серо-голубых в многоцветные и были последним “криком моды”, а в последующие годы и джинсы “вываривались” в этой технике.

Сегодня снова очень модно носить сарафаны, джинсы, блузки с разноцветными разводами, а также футболки, шарфы, банданы, платки…

Сегодня батик становится всё более популярным видом искусства во всём мире, в том числе и в России.

Существует несколько видов батика:

  • техника горячего батика (парафин);
  • техника холодного батика (резерв);
  • техника набивного батика (штамп, трафарет);
  • техника узелкового батика (узлы).

Сегодня мы изучим технику узелкового батика

С помощью техники батика можно создавать уникальные работы, существующие в единственном экземпляре, которые нельзя купить в магазине.

А главное – узелковая техника доступна любой возрастной группе, учащиеся вообще могут не иметь художественных навыков и при этом создавать неповторимые узоры на салфетках, платках, футболках, топах и т.д.

Главный секрет узелкового батика – это УЗЕЛ.

Часто изделия, выполненные в этой технике, дополняют вышивкой, бисером, жемчужинами, стразами, блёстками…

Расписывать ткань можно в домашних условиях, но обязательно соблюдать технику безопасности.

Красота и своеобразие узора зависят от толщины перевязочного материала, а также от числа, размера и формы завязанных узлов.

Узел можно завязывать из самой ткани или с помощью крепких ниток или шнура.

Для получения симметричных узоров, ткань складывается в два раза и только потом на ней завязываются узлы.

Постепенные переходы от белого к светлому и затем к интенсивно окрашенному фону создают живописность и затейливость узора.

Конечный результат будет зависеть от того, насколько крепко был завязан узел.

Иногда результат крашения может огорчить, т.к. ткань может быть неправильно заложена, слабо затянута шнуром или место узора определено неудачно.

Чтобы не испортить ткань или готовое изделие, необходимо учиться искусству художественной окраски на дешёвых тканях или старых вещах.

Немного о красках и красителях.

В художественной росписи тканей используются красители, хорошо растворимые в воде, имеющие большую гамму чистых и ярких красок.

В настоящее время существует огромное количество разнообразных красителей, но в зависимости от своего происхождения они делятся на синтетические и естественные. Для текстильной промышленности в основном применяются синтетические красители, однако для росписи ткани предпочтение отдаётся натуральным красителям, которые получают из природных материалов.

Естественные красители бывают растительного происхождения. Они содержатся в корнях, листьях, древесине, коре деревьев, а также в плодах и цветах различных растений.

Так, например:

Оттенки жёлтого цвета

Растения

1 Ярко-жёлтый Листья берёзы Начало лета
2 Тёмно-жёлтый Старые пихтовые шишки Весна
3 Тёмно-жёлтый Луковая шелуха
Оттенки коричневого цвета
1 Светло-коричневый Молодые шишки пихты Весна
2 Коричневый Опавшие листья яблони Осень
3 Чёрно-коричневый Листья и стебли картофеля
4 Бежевый Крапива Всё лето
5 Ярко-коричневый Опавшие листья осины Осень
Оттенки зелёного цвета
1 Зелёный Пихта Весна
2 Светло-зелёный Листья осины Лето
3 Тёмно-зелёный Картофельный стебель и листья Период цветения
Оттенки синего цвета
1 Синий Полевой василёк Период цветения
2 Светло-синий Корни пырея Лето
Оттенки красного цвета
1 Пурпурно-красный Опавшие листья клёна Осень
2 Ярко-красный Плоды черешни Начало лета
3 Тёмно-красный Корни и листья щавеля Весна
4 Сине-красный Цветы подорожника Лето
Оттенки чёрного цвета
1 Чёрный с коричневым оттенком Кожура граната

Техника безопасности:

  • При крашении работать в перчатках;
  • Пользоваться посудой с устойчивым дном;
  • Накрывать стол плёнкой;
  • Не ставить краски на край стола;
  • Вынимать изделие из кастрюли щипцами;
  • Соблюдать осторожность у электроплиты;
  • Волосы убрать под косынку;
  • Осторожно завязывать узлы ниткой, чтобы не поранить пальцы.

Самостоятельная работа

Занятие упражнений и экспериментирования.

Для работы нужны следующие материалы:

  • Однотонная ткань светлых тонов;
  • Крепкие нитки или шнур;
  • Анилиновый краситель;
  • Уксус, соль, свеча.

И приспособления:

  • Эмалированная кастрюля;
  • Деревянные щипцы для помешивания ткани;
  • Резиновые перчатки;
  • Прищепки;
  • Крупные бусины или камушки (для обвязки шнуром).

1-й этап выполнения узелкового батика:

  • Создать эскиз изделия;
  • Определить и наметить расположение узора на изделии;
  • Определить цвет для окрашивания;
  • Определить способ завязывания узла.

Чтобы не испортить ткань или готовое изделие, необходимо учиться искусству художественной окраски на дешёвых тканях или старых вещах

Итак, на сегодняшнем занятии будем выполнять узор “солнышко” на хлопчатобумажных салфетках.

Узор “Солнышко”

Для получения узора “солнышко” на ткани карандашом нарисовать круг и по контуру прошить смёточным швом, стянуть и плотно обмотать ниткой. В другом месте можно завязать узел (плотно), чтобы краситель во время крашения не проникал в складки ткани, образуя лучевидные разводы.

Можно в намеченное место для узора вложить крупную бусину и обвязать её шнуром, затем чуть ниже снова обвязать крепко шнуром и так несколько раз.

Можно также самостоятельно придумать узор комбинированный, состоящий из нескольких узоров “солнышко”.

Узлы завязывать необходимо очень туго, чтобы краситель не проник в завязанную часть ткани. Для этого можно шнур или нитки обработать парафиновой свечой. Итак, салфетки с завязанными узлами готовы, теперь необходимо выбрать цвет красителя, можно несколько цветов. Экспериментируйте, создавайте свой неповторимый узор, чтобы придать своей работе выразительность, гармоничность.

Сохраняющие здоровье технологии: Физкультминутка.

Снятие усталости с глаз:

  • Быстро и сильно потереть ладони друг о друга так, чтобы они стали горячими. Затем приложить ладони к глазам и подержать минуту.

Снятие напряжения со спины:

  • Откинуться на спинку стула, медленно поднять руки вверх, делая глубокий вдох и медленно опуская руки – глубокий выдох. Повторить несколько раз.

Подготовка красителя и крашение заготовки (на занятии используем анилиновый краситель).

  • Подобрать краситель.
  • Высыпать порошок в стеклянную банку, добавить 1 стакан горячей воды, размешать.
  • Профильтровать раствор через марлю.
  • Осторожно влить раствор в кастрюлю и разбавить водой (до 2-х литров).
  • Перед окраской нагреть раствор до 40-50%.
  • Намочить ткань и опустить в красящий раствор.
  • Красить на медленном огне 20-30 минут, периодически помешивая ткань.
  • Приподнять щипцами ткань и добавить в раствор 2 столовые ложки соли.
  • Опустить ткань, выключить плиту и оставить в растворе на несколько минут.
  • Осторожно вынуть ткань, прополоскать в тёплой воде, затем в холодной, добавив 1 столовую ложку уксуса на 4-5 л воды.

Следующий этап работы это крашение заготовок.

Дети по очереди подходят к заранее подготовленному красящему раствору, который стоит на электроплите доведённый до необходимой температуры, и осторожно опускают свои работы в определённый цвет красителя.

Инструктаж во время проведения крашения салфеток:

  1. Перед работой надевать резиновые перчатки.
  2. Салфетку держать в растворе не более 1 минуты (только для данного занятия, в целях сокращения учебного времени).
  3. Вынимать салфетки из раствора щипцами. ОСТОРОЖНО!

Главный этап работы – развязывание узлов!

Прополоскать в холодной воде, отжать и осторожно развязать узлы!

  • Анализ завязанных узлов.

После того, как все дети окрасили свои салфетки, приступаем к анализу завязанных узлов и получившихся узоров.

  • Удовлетворение результатами крашения.

Вопрос педагога: Все ли довольны полученным узором?

  • Разбор типичных ошибок.

В тех салфетках, где узор нечёткий, расплывчатый, узлы были недостаточно туго завязаны.

  • Заинтересованность техникой узелкового батика.

Вопрос педагога: Понравилось ли вам заниматься узелковым батиком? Появилось ли желание окрасить для себя банданы, топы, футболки?

  • Благодарность воспитанникам за работу.

Молодцы! Сегодня вы все активно, заинтересованно и результативно поработали!

И самое главное – рационально использовали рабочее время.

Актуализация полученных знаний по теме.

Фронтальный опрос.

  • В чём секрет техники узелкового батика?
  • Какие бывают красители?
  • Что такое естественные красители?
  • Где и когда появилась техника узелкового батика?
  • Чем можно дополнять узелковый узор?
  • Техника безопасности при работе с нитками во время окрашивания изделия?

Подведение итогов занятия:

  • Сообщение о достижении целей занятия,
  • Объективная оценка результатов коллективного и индивидуального труда воспитанников.
  • Сообщение темы следующего занятия.

Домашнее задание.

  1. Выпарить краску из луковой шелухи.
  2. Покрасить салфетки.
  3. Подготовить старые топы, платки, футболки для выполнения узоров на них.

Уборка рабочих мест.

Мы сможем любую вещь сделать уникальной.

Слово «батик», согласно одной из версий, состоит из двух слов («ба» означает «ткань», а «тик» - точка) и происходит из языка острова Ява. Это название появилось из-за особой технологии окрашивания материи с использованием капли воска. Сейчас это синоним росписи по ткани. Еще в Древнем Египте научились окрашивать сукно особым образом, стягивая его и опуская в воду с различными растениями, способными отдавать цвет. Такой технологией пользовались вплоть до XIX века. Историки костюма предполагают, что в Японии в VII веке стал очень популярен узелковый батик, или шибори, попавший в эту страну из Китая. Из-за культурных особенностей страны техника не распространялась за ее пределы, а культивировалась в небольших мастерских, где знания передавались из поколения в поколение. В Японии любой труд мастера по росписи ткани был приравнен к искусству художника. Чаще всего в технике узелкового батика создавали кимоно. Его не только погружали в цвет полностью, но и расписывали кистью сами узелки. Затем добавлялась роспись по уже высохшей ткани, вышивка шелковой и золотой нитью.

История возникновения шибори

Само слово «шибори» обозначает цвет индиго. Натуральный индиго получали из бобового растения под названием индигофера, которое произрастало в тропических странах и поэтому стоило дорого. Процесс окрашивания тканей был долгим, в результате чего стоимость изделий цвета индиго оказывалась очень высокой. В зависимости от длительности воздействия красителя на ткань, получались различные оттенки: от светло-бирюзового до насыщенного синего. Для получения яркого, сочного цвета изделия выдерживали в растворе около недели, периодически вынимая, высушивая и вновь опуская в чан с жидкостью.

Батик и синтетические краски

Только в 1859 году в результате синтеза появились анилиновые красители. После этого распространение синтетических красок было уже не остановить. На рынке становилось все больше различных оттенков. Узелковый батик часто ассоциируют с культурой хиппи - это касается очень ярких, кричащих цветов, в которые ее представители традиционно окрашивали свою одежду. Но, используя в работе сдержанные, холодные оттенки, можно создавать совершенно другие образы, более строгие и классические. Купив уже готовое платье или юбку, даже начинающим в технике узелкового батика легко создать вещь в собственном оригинальном стиле.

Варианты обработки материала

Многое в технике складного батика зависит от того, будет ли закрепляться краситель на каждом этапе обработки материала. Закрепляя краску на уже завязанной узелком ткани или на высушенной поверхности, можно получить очень разные эффекты. Вариантов много, именно поэтому в технике складного батика создается большое количество одежды. Многие мастера не разглаживают складки после того, как материал подсохнет. Но это можно сделать только при особых способах закрепления. Для того чтобы закрепить изделие паром, перед этим его все равно нужно разгладить.

Особенности техники

Роспись ткани в технике батик применяется в различных сферах: для декорирования одежды, предметов интерьера, аксессуаров. В этом виде рукоделия очень много возможностей и нет ограничений ни по возрасту, ни по уровню знаний. Применять можно различные краски разной степени закрепления. Техника выполнения узелкового батика достаточно проста: на ткани завязываются узелки, которые окрашиваются сначала в один цвет, затем складки меняются и материал окрашивают в другой цвет. Так, шаг за шагом, на ткани появляется необычный узор. Роспись маленькими узелками позволяет получить рельефную поверхность с плавным переходом цвета. Особенность техники в том, что можно работать как с отрезами ткани, так и с уже готовыми изделиями. Используя специальные зажимы и даже обычные камни, мастера придают изделию рельеф и гофрированность. Здесь не нужен подрамник и нет ограничений по размеру полотна. Окрасить можно любое количество материала. Другой вариант - сначала расписать ткань и только потом создать фон при помощи красителя. Необязательно использовать цвет на всем изделии, очень часто окрашивают только определенные детали.

Батик в интерьере

При окрашивании тканей в сдержанные оттенки синего цвета можно получить стильный текстиль для скандинавского интерьера. Яркие оттенки подойдут для создания акцентов в классическом или восточном стиле. Мастера складного батика создают картины, покрывала, шторы, декоративные подушки и даже абажуры для ламп, используя простые приемы и комбинируя различные способы нанесения краски для ткани. В зависимости от способа закрепления красителя, на материале могут оставаться красивые складки или же рельефные узоры. Это позволяет изготавливать объемные изделия.

Узелковый батик: мастер-класс

Складной батик - очень доступный вид рукоделия. Его могут освоить даже дети. Для начинающих узелковый батик - отличный вариант для знакомства с техникой ручной росписи. Приготовьте все необходимое: потребуется изделие из натурального материала, например льняная или холщовая сумка, а также специальные красители, ножницы, веревочка и емкость с водой. Краска для ткани понадобится особая, для окрашивания волокон растительного происхождения в холодной воде. Рисунок можно будет дополнить при помощи трафаретов, чтобы он выглядел интереснее, а также добавить объем при помощи контура с эффектом жемчуга. Перед окрашиванием сумки ее нужно выстирать и высушить, так как ткани пропитываются специальными веществами, которые могут не дать краске впитаться. Работать нужно только с чистым материалом. Погружать ткань для окрашивания будем в пластиковую емкость с 2 литрами теплой воды. Нельзя использовать для этой техники металлическую посуду и тазики. Перед началом работы для защиты рук от пигмента наденьте перчатки, а также накройте рабочую поверхность пленкой и на всякий случай приготовьте салфетки.

Подготовка и окрашивание изделия

Для того чтобы получить на ткани эффектные вертикальные полоски различных оттенков, сумку нужно собрать складками, похожим образом, как дети делают веер из бумаги. Теперь на одном конце изделия закрепляем бечевку и начинаем оборачивать ее вокруг сумки. Веревочка должна быть достаточно плотной, иначе орнамент не проявится. В зависимости от ее натяжения будет меняться и рисунок на материале.

Далее нужно приготовить краситель, разведя пигмент в воде температурой около 40 градусов. Внимательно прочитайте инструкцию от производителя краски и разведите ее в нужной пропорции. Часто вместе с красителем в комплекте идет соль для закрепления. Ее также нужно осторожно высыпать в емкость с водой, стараясь не вдыхать ее, а затем аккуратно перемешайте и погрузите материал в жидкость. Немного придавите ткань, чтобы краситель лучше впитался, и оставьте на время, указанное в инструкции. Обычно это 1-3 часа.

Обработка материала после окрашивания

Теперь изделие нужно вынуть и отжать. Веревочку можно разрезать или снять, чтобы затем использовать для декорирования этой же сумки. Раскрываем изделие и смотрим на результат. Далее по желанию можно снова опустить его в краситель для получения более плавного перехода цвета или же поместить ткань в пигмент другого цвета. В зависимости от времени, на которое погружается материал, получаются различные оттенки. После этого сумку надо высушить, прополоскать, чтобы избавиться от закрепляющей соли, снова подсушить - и изделием можно пользоваться.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕЕ «УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА ЯНАУЛЬСКИЙ РАЙОН РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ДОМ ПИОНЕРОВ И ШКОЛЬНИКОВ Г. ЯНАУЛ

МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА ЯНАУЛЬСКИЙ РАЙОН

РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

Методическая разработка

«Узелковый батик»

(комплект занятий 4 часа)

г. Янаул:

Татьяна Ефимовна Бигильдина

2015

Тема: «Узелковый батик». (4ч.).

Цель: Научить детей выполнять узелковый батик.

Задачи:

Обучающие:

Познакомить детей с одним из методов выполнения батика – «узелковый батик».

Познакомить детей с изобразительным искусством эпохи палеолита.

Научить детей выполнять декоративные композиции в стиле наскальных рисунков первобытного человека и применять их в сочетании с узелковым батиком;

Развивающие:

Развитие художественного вкуса;

Развитие фантазии, творческих способностей обучающихся;

Воспитательные:

Воспитывать интерес к творчеству и изобразительной деятельности;

Воспитывать стремление к разумной организации своего свободного времени, помогать детям в их желании сделать свои работы практически значимыми;

Воспитывать усидчивость, аккуратность, прививать умение организовать своё рабочее место.

Обогащать внутренний мир детей через их знакомство с произведениями декоративно-прикладного искусства.

Актуальность: Не смотря на то, что человек в наши дни живёт в огромном мегаполисе, он, так же как и первобытный человек ощущает связь с природой и пытается изображать её. Если древнему человеку не приходилось выбирать изобразительные средства для своего творчества (камень и природные красители), то сегодня таких средств огромное множество. Даже в батике существует множество методов и приёмов. Один из них «узелковый батик». Узелковый батик намного быстрее приводит к конечному результату, что не может не заинтересовать детей. Кроме того, он непредсказуем, сохраняет загадку до конца выполнения работы.

Новизна: Мы изучили технику холодного батика - приёма довольно трудоёмкого. Узелковый батик – это ещё не знакомая детям техника, которая выполняется довольно просто и быстро. С её помощью можно расписывать большие площади, намного превышающие площадь рабочей рамки для батика, такие, как шарфы, платки, юбки и кофточки.

Занятие 1 (2ч)

Тема занятия: « Узелковый батик «Розетка» в тёплых тонах. Выполнение композиции в стиле наскальных рисунков эпохи палеолита»

Тип занятия: Учебная работа с элементами творчества.

Цель занятия: Научить узелковому методу выполнения батика.

Задачи занятия : расширить кругозор обучающихся в области древнего искусства, развить фантазию, творческий потенциал, эстетические представления и художественный вкус. Воспитание любознательности, любви к истории родного края.

Зрительный ряд:

1.Презентация:

  • Этапы работы в технике «узелковый батик»;
  • Репродукции наскальных рисунков пещер: Альтамира, Ласко, Капова пещера, и африканских наскальных рисунков.
  • Работы художников в технике «батик» в стиле наскальных рисунков.

2.Репродукции наскальных рисунков;

3.Шаблоны изображений в стиле наскальных рисунков.

Материалы:

1. Ткань капроновая, размер 30х40 см.;

2. Краски тёплых цветов, разведённые водой 1:2;

3. Кисти беличьи № 3-4.

4. Баночки с водой;

5. Нитки шёлковые;

6. Фен;

7. Шаблоны изображений наскальных рисунков древнего человека;

8. Простой карандаш;

9. Рамки для батика, формат А-3;

10. Кнопки канцелярские;

11. Резервирующий состав чёрного цвета;

12. Трубочки стеклянные для нанесения крнтура.

План занятия:

2. Теоретическая часть………….………..……………………………….10мин.

3. Выполнение узелкового батика………………………………….…….30мин.

4. Натяжение ткани на подрамник, рассказы о пещерах………………..10мин.

5. Составление композиции, нанесение резерва…………………………30мин.

6. Завершение занятия …………………………………………………….5мин.

1.Приветствие:

Это очень лёгкий метод!

Им что хочешь, распиши.
В узел завяжу монетку,
Не на счастье – для души!

День-деньской по льну и хлопку,
навожу я кракелюр.
Развяжу я узел крепкий

И получится ажур.

О чём это стихотворение? (о батике) О каком?

Сегодня мы изучим новый метод росписи ткани «узелковый батик». Он интересен тем, что выполняется быстро и с его помощью можно расписывать большие площади.

2. Теоретическая часть (слайды 1-7)

Узелковый батик - вид художественной росписи ткани, заключается в том, что участок ткани, который должен остаться неокрашенным, перевязывают навощённой нитью или шпагатом, завязывают ткань узлами, ограничивая доступ краски. В ткань завязывают стеклянные шарики, пуговицы, монеты.

Способы складывания самые разнообразные. Каждый художник изобретает свои способы и получает новые виды рисунка. Завязывать можно тоже по-разному.

Затем ткань смачивают водой и окрашивают. При этом заранее подбирают гармоничное сочетание цветов для окрашивания.

После высыхания, нитки аккуратно разрезают, скрутку разворачивают

В зависимости от способа завязывания, получаются различные виды рисунка

Чем сложнее узлы, тем интереснее рисунок.

Скажите, как можно использовать узелковую роспись?

(для росписи одежды, драпировок и занавесов)

А ещё узелковый батик может служить фоном для других видов росписи. Нам сегодня предстоит выполнить работу в стиле наскальных рисунков первобытного человека. Посмотрите примеры работ на эту тему, выполненные в различных техниках батика (слайды 8-15) Для их выполнения понадобилось бы не менее четырёх занятий. Мы сделаем эту работу за полтора занятия.

3. Выполнение фона для рисунка: (слайды 16-18)

  1. Для этого сделаем скрутку «розетка». Розетку можно выполнить по разному: можно расположить её симметрично, можно нарушить симметрию, сдвинув центр скрутки вверх или в сторону. Можно вообще сделать её из угла ткани.
  2. Обычно скрутку смачивают водой и хорошенько отжимают. Мы этого делать не будем потому, что работаем c капроновой тканью. А она очень быстро пропитывается красками и без дополнительного смачивания.

(Дети сворачивают и перевязывают ткань, педагог показывает, как это делать на примере).

Физкультминутка:

Быстро встали, улыбнулись

Выше-выше потянулись

Ну-ка, плечи распрямите,

Поднимите, опустите.

Сели, встали. Сели встали.

И на месте побежали.

  1. Теперь окрасим нашу скрутку в тёплые цвета. Краски я подготовила заранее. Так как это будет фон, то он не должен получиться слишком ярким. Для этого я развела их в пропорции 1:2. Последовательность цветов выбирайте самостоятельно, чтобы каждая работа была индивидуальной. Получится рисунок «Солнышко». Не переувлажняйте работу. Иначе она будет слишком долго сохнуть.
  2. Складываем раскрашенные скрутки на блюдо и идём на перемену.

(Во время перемены педагог сушит работы феном).

4.Натяжение ткани на подрамник, рассказы о пещерах

Мы продолжаем работу над композицией. Разрежем скрутки ножницами.

Техника безопасности:

Не берите ножницы в руки без надобности;

Ножницами нужно работать аккуратно, чтобы не порезать ткань;

Не размахивайте ножницами и не направляйте остиё в сторону товарищей или к себе;

Передавайте ножницы друг другу только вперёд кольцами;

После окончания работы нужно положить ножницы на стол;

После разрезания ниток, ткань расправляем и натягиваем на подрамник.

А пока мы готовим ткань к работе девочки расскажут нам о местах, где встречаются наскальные рисунки:

  1. докладчик - Пещера Альтамира; (слайды 19 -24)
  2. докладчик - Пещера Ласко; (слайды 25 -29)
  3. докладчик – Капова пещера; (слайды 30-33)
  4. докладчик – африканские наскальные рисунки; (слайды 34 -39)

5.Составление композиции.

Теперь, когда мы познакомились с изобразительным искусством эпохи палеолита, приступим к выполнению рисунков контурами сразу на ткань. При этом надо помнить, что стереть неудавшийся рисунок не получится. Представьте, что у первобытного человека тоже не было такой возможности. Природный краситель так въедается в камень, что сохраняется на десятки тысячелетий до наших дней. Для тех, кому трудно выполнять рисунок контуром, можете сделать предварительный рисунок карандашом и только в крайнем случае воспользоваться шаблонами.

Последовательность нанесения резерва:

- Резервирующий состав в трубочку набирает педагог;

Для предотвращения вытекания резервирующего состава, трубочку необходимо держать под наклоном, тонким концом вниз, крючком вверх;

Непосредственно в момент работы крючок трубочки переворачивается вниз и соприкасается с тканью под прямым углом;

Наносит контур надо сверху, идя постепенно вниз;

Для предотвращения образования утолщений на рисунке и клякс, необходимо пользоваться ветошью для удаления образовавшихся на конце трубочки капелек резерва.

Резерв наносится не спеша. При нанесении резерва необходимо следить, чтобы контур не прерывался и был достаточно толстым;

Чтобы рука не дрожала, необходимо зафиксировать предплечье упором на раму.

(Дети рисуют на ткани контуром, педагог заполняет трубочки резервом, следит за ходом работы, помогает исправлять ошибки).

6.Завершение занятия.

Наше занятие заканчивается, а работа над композицией ещё не завершена. Для высыхания контура понадобится не менее суток. Поэтому роспись рисунков красителями мы сделаем в следующий раз.

Скажите, какова была цель этого занятия? (научиться выполнять узелковый батик).

Рефлексия: Перед вами картина и наклейки солнышек и туч.

Кто считает, что научился узелковому батику, приклеивает солнышко на картину; кто считает, что не научился – тучку.

Если имеются тучки на картине, выявляем причины, обсуждаем результат.

Уборка рабочих мест.

Занятие 2 (2ч.)

Тема занятия: Завершение композиции в стиле наскальных рисунков эпохи палеолита»

Тип занятия: Практическая творческая работа.

Цель занятия: Закрепить навыки росписи текстильными красителями.

Задачи занятия : развитие художественного вкуса, воспитание усидчивости, внимания, добросовестного отношения к выполняемому делу.

Зрительный ряд: Репродукции наскальных рисунков эпохи палеолита.

Материалы:

1. Ткань капроновая, с нанесённым контуром рисунка, натянутая на подрамник А-3;

2. Краски: черная, коричневая, красная, оранжевая;

3. Кисти беличьи № 2.

4. Баночки с водой;

План занятия:

1. Приветствие. Сообщение темы занятия...…………………………….5мин.

2. Роспись красителями силуэтов рисунков…………...………………..80мин.

3. Завершение занятия. Выставка работ. Уборка рабочих мест…………5мин.

1.Приветствие.

Ах, этот батик - штрих по шёлку,
В прозрачность ткани - капли краски...
Улыбка, вздох... Поправив чёлку,
Я уношусь в реальность сказки.

Сегодня мы заканчиваем композицию в стиле наскальных рисунков эпохи палеолита.

2. Роспись красителями силуэтов рисунков . Хотя мы будем расписывать фигуры в виде силуэта. Но это будет не чисто чёрный силуэт, а силуэт с добавлением коричневой, красной и охристо-оранжевой краски. Это сблизит наши изображения с наскальными рисунками и сделает их более объёмными.

(Дети раскрашивают фигурки красителями, педагог следит и помогает исправлять ошибки).

Техника безопасности:

  1. Хотя красители «decola» считаются безопасными для детей, нельзя допускать их попадания в рот и на слизистые оболочки;
  2. Пользоваться красками можно только из блюдечка, предварительно набрав их из баночек;
  3. Крышки на баночках необходимо каждый раз закручивать и ставить в коробку.

Физкультминутка в середине занятия:

1,2,3,4,5

Надо нам присесть и встать.

Руки развести пошире,

Наклониться-3,4

И на месте поскакать:

На носок, потом на пятку.

Так мы делаем зарядку!

3.Завершение занятия. Выставка работ. Уборка рабочих мест.

Примеры работ

Приложение 1

Пещера Альтамира. Находится в Испании. В г. археолог -любитель Марселино Санс де Саутуола вместе с 9-летней дочерью случайно открыли пещеру с рисунками. Пещера длиной 270 м состоит из серии двойных коридоров и залов. Рисунки представляют изображения бизонов , лошадей, кабанов, отпечатки ладоней и др. Они выполнены углем , охрой , гематитом и другими естественными красками. Рисунки расположены на потолке и стенах не только главного зала, но и в главном коридоре и других залах. Древние художники использовали естественные контуры стены для создания трёхмерного эффекта. Пещеру Альтамира называют «Сикстинской капеллой» эпохи палеолита.

2. Пещера Ласко. Находится во Франции. Её в 1940 году обнаружили 4 мальчика, которые, играя забрались в яму, открывшуюся под корнями упавшего после бури дерева. Живопись пещеры Ласко – изображения быков, диких лошадей, северных оленей, бизонов, баранов, медведей и других животных – самое совершенное художественное произведение из тех, которые были созданы в эпоху палеолита.

3. Капова пещера. Иначе её называют пещера Шульган-Таш, находится в Бурзянском районе Башкирии. Известна наскальными рисунками эпохи палеолита. «Капова» происходит от слова «Капище», то есть в доисторические времена использовалась как храм.

Рисунки были открыты в 1959 году зоологом заповедника А. В. Рюминым. Рисунки выполнены в основном охрой - природным пигментом на основе животного жира, возраст их около 18 тыс. лет, изображены мамонты .

  1. Африканская наскальная живопись.

Африка считается колыбелью человечества, ведь именно на этом материке был найден скелет нашего предка. Черный континент богат наскальной живописью, которую также оставили наши предки. Древние люди Африки жили, охотились, проводили свои обряды. Они позаботились о том, чтобы их знания не исчезли в сыпучих песках времени, поэтому старательно нанесли на скальную породу самое важное по их мнению. Множество петроглифов по всей Африке говорят об одном, работа древних людей не была напрасной, послание успешно прошло сквозь тысячелетия. Множество неглубоких гротов и пещер испещрены петроглифами, которые описывают жизнь древних африканцев. Как и наскальные рисунки из других регионов мира, на африканских можно полностью проследить историю людей того времени. Сцены охоты достаточно точно передают весь процесс в мельчайших деталях.

Тассили-н-Ажер в Алжире, что означает "Плато Рек" - один из самых известных в Северной Африке, горных массивов с наскальной живописью. Рисунки, найденные там, показывают зеленую Сахару, изобилующую жизнью, которая выглядит абсолютно контрастно по отношению к той засушливой пустыне, которой с тех пор стал этот регион.

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него:

Узелковый батик

Узелковый батик - это не роспись ткани, а ее крашение. Однако гладкокрашенные ткани получают одноцветную окраску, а разные цветовые эффекты на ткани можно получить за счет перевязывания отдельных участков ткани узелками.

Узелковое крашение применяют для получения одно- или многоцветных эффектов на материалах, предназначенных для летней одежды (майки, футболки, юбки, платья), для декоративных изделий (шторы, занавески, ширмы, чехлы), а также единичных изделий (шарфы, скатерти, салфетки). Этот способ орнаментации ткани считается самым древним. Он был распространен во многих странах мира: Индии, Японии, Китае и др. В Индии он назывался «бандана» (связывать), а в Японии «тибари» (связывать узелком).

Суть состоит в том, что перед крашением ткань по предварительно продуманной схеме складывают определенным способом и перевязывают прочными нитками (х/б, шелковыми, льняными) или тонкими шнурами. После этого ткань красят по технологии гладкого крашения .

После крашения и промывки узелки развязывают, при этом можно получить разные, очень интересные и неожиданные рисунки одного цвета, но с растяжкой от светлого к темному оттенку, поскольку краска неравномерно впитывается материалом в связанных и не связанных узелками местах. Под нитками, которыми связана ткань, она не закрашивается и остается как есть, а на остальных участках ткань окрашивается неравномерно, и получается цветовая растяжка.

Чтобы получить более интересный и многоцветный рисунок, такое крашение можно повторить 2-3 раза красками других цветов. Для этого после первого окрашивания и промывки материала узелки не развязывают, а наоборот завязывают новые на других закрашенных уже участках ткани и снова красят в ванной другого цвета, так получают уже большее количество тонов и еще более интересный рисунок. Это можно повторить и третий раз, навязав новых узелков по полученному после второго крашения цвету. Такое крашение делается от светлого цвета (первое крашение) до самого темного (третье крашение). Но необходимо знать законы смешивания цветов, чтобы получить конечную красивую окраску.

Узелковое крашение делается на различных тканях - хлопчатобумажных, вискозных, льняных, шерстяных, натуральном шелке, ацетатных, триацетатных и капроне - разными классами красителей. Лучше всего для этого подходят прямые, активные, кислотные или дисперсные красители. Можно применять также и натуральные красители.

Во время завязывания узелков нитками их следует затягивать очень прочно и туго. Чем толще ткань, тем сильнее затягивается нитка, и тем тоньше она должна быть. Нитки берутся суровые или отбеленные, так как цветные нитки обычно при крашении линяют и дают нежелательную окраску. Однако цвет можно предварительно запланировать, используя во время вязания узелков нитки определенной окраски.

Способы складывания тканей и завязывания узелков

Чтобы получить самый простой орнаментальный узор , необходимо кусок ткани присобрать в одном месте и обвязать веревкой или шнуром (рис. 1). После крашения образуется слегка извилистая светлая полоса.

Орнаментальные полосы. Сначала следует пометить композицию полос на ткани, а потом равномерно проложить стежки иголкой с ниткой по намеченным линиям, концы ниток стянуть, проследить, чтобы складки образовывались равномерно. Ткань присобрать, и по стянутым ниткой участкам ткани прочно перевязать шнуром или нитками (рис. 2). После крашения ткань промывают в теплой и холодной воде, разрезают и вытягивают нитки, ткань подсушивают и во влажном состоянии проглаживают.

Орнаментальные полосы, но другого характера , можно получить при помощи двух дощечек. Ткань складывают «гармошкой», закладывают между двумя дощечками и, прочно зажав, перевязывают (рис. 3). Ширина полосы зависит от укладки ткани - чем дальше от краев дощечек будет выступать ткань, тем шире будут цветные полосы. Зажатую между дощечек ткань вместе с ними бросают в красильную ванну и красят. Дощечки должны быть из неокрашенного дерева, не покрытого ни морилкой, ни лаком.

Более простым способом можно получить параллельные полосы , сложив ткань в виде плиссировки, замотав нитками (рис. 4а). Более сложный узор получится если обмотать ткань в виде конуса (рис. 46). После крашения ткань тщательно промывают, и если в рисунке нужны еще полоски другого цвета, ткань заново складывают так, чтобы места запланированных полосок были на сгибах ткани.

Чтобы получить узор в клеточку , необходимо повторно сложить ткань «гармошкой» в противоположном направлении с одинаковой шириной складывания ткани, затем обвязать нитками (рис. 5). Клетчатый узор можно получить и одноразовым и многоразовым крашением. Ткань нужно сложить равномерно в одном, потом в другом направлении так, чтобы образовался квадрат. Рисунок квадрата можно получить и при помощи дощечек. Сложенную квадратом ткань зажимают между двумя дощечками и перевязывают. От того, насколько дощечки закрывают ткань, зависит размер белых квадратов на цветном фоне.

Чтобы получить более сложный рисунок в виде квадратиков , нужно по намеченным линиям прошить кусок ткани нитками (рис. 6), потом их стянуть. Хорошо стянутые нитки не дадут ткани покраситься в этих местах, образуя светлые полосы.

Можно этот рисунок усложнить: после того как нитки стянуты, можно другими нитками, хаотично, туго обмотать этот кусок ткани (рис. 7). Получится очень красивый рисунок: квадраты с мраморными разводами .

Простой мраморный эффект можно получить, обмотав в хаотичном порядке кусок ткани (рис. 8), а затем его покрасив.

Сделав наметки на ткани по диагонали, прошив, а затем затянув нитки по этим наметкам (рис. 9), получим диагональные полосы .

Более красивые и сложные диагональные полосы получатся если по намеченным линиям ткань сложить в виде плиссировки и обмотать нитками (рис. 10).

Если ткань сложить втрое, а затем; заплиссировать по диагонали и связать нитками (рис. 11), то после покраски мы получим красивый узор в виде елочки .

Сложенная вчетверо, а затем заплиссированная по диагонали и связанная нитками ткань (рис. 12), образует красивую звезду в виде креста .

Прямоугольную ткань складываем вдвое, потом еще раз вдвое, затем по намеченному рисунку прошиваем и стягиваем нитки (рис. 13). В результате этих операций получится четкий рисунок ромба .

Если ткань сложить по диагонали, а потом сделать плиссировку по намеченному рисунку и обмотать нитками (рис. 14), то получим диагональные полосы в сочетании с ромбами .

Если сложить ткань вдвое, а затем по намеченному рисунку в виде лучей, выходящих из одной точки, заплиссировать ее и связать нитками (рис. 15), то получим лучеобразный рисунок . Этот рисунок хорошо подходит для платья, так же, как и следующий рисунок V-образной формы : складываем ткань вдвое, а затем плиссируем по диагонали и крепко обматываем (рис. 16).

Красивый калейдоскопический узор получается если мы у куска ткани противоположные уголки сложим в виде конвертика несколько раз, а потом свяжем (рис. 17) и покрасим. Можно попробовать другие варианты: уголки не складывать, а откидывать назад и т.п.

Красивый узор в виде полоски с цветообразными розетками можно получить если ткань сложить и заплиссировать, а потом верхние уголки на сгибах загнуть вниз, обмотать и затянуть нитками (рис. 18).

Похожий, но более сложный рисунок мы получим если у заплиссированной ткани загнем уголки сначала в одну, потом в другую сторону, сложим пополам и затянем нитками (рис. 19).

Следующие два варианта дают нам зигзагообразный рисунок :

1) сложенную вчетверо ткань посередине отгибаем в разные стороны, уголки загибаем к середине, одну из половинок (верхнюю) откидываем назад, складываем пополам, завязываем и стягиваем нитками (рис. 20);

2) у сложенной вдвое ткани противоположные уголки дважды складываем к средней линии, одну часть отгибаем назад, складываем пополам и связываем нитками (рис. 21).

Красивый узор в виде цветочного венка можно получить таким образом: сложив вдвое ткань, получаем треугольник, у которого загибаем углы вниз, но не до края ткани. Загибаем углы еще раз по середине по центру. Вершину ткани загибаем вниз, потом верхние участки загибаем вперед к центру дважды, складываем ткань пополам и завязываем нитками (рис. 22).

Основным приемом в узелковом батике является завязывание ткани в обычные узлы . Это делается по долевой нитке (рис. 23а) или по диагонали (рис. 236).

Наиболее распространенным узором является так называемая «лучистая розетка» , которая в зависимости от способов ее перевязывания и крашения изменяет свой вид.

Самую простую розетку можно получить, взяв ткань за середину и обвязав в нужных местах. Более сложные розетки получаются, если прошить ткань и стянуть по намеченному рисунку в виде кругов (рис. 24), квадратов (рис. 25), или в виде других форм (зигзагообразных и т.д.).

Маленькие лучеобразные круги , или самые маленькие точки можно получить, поддевая ткань иголкой, обвязывая ее и затягивая петлю нитками (рис. 26). Самые разнообразные узоры в виде точек и кружочков разной величины можно получить этим способом.

Узоры в форме кружочков, розеток и точек можно получить, применяя самые разнообразные предметы - горошины, камешки, шарики, жемчужины, бусинки. Одно условие - эти предметы не должны линять. Обматываем любой из этих предметов тканью и затягиваем нитками (на рис. 27а использованы пуговицы). Можно красить в несколько цветов: после первого крашения снова обматываем нитками (рис. 276) и красим в более темный цвет.

В так называемой «шланговой технике» ткань не завязывается узлами, а скручивается (как для отжима белья при стирке) и фиксируется по концам. Затем складывается вдвое, скручивается, как пряжа, связываются концы, крепко завязывается и стягивается нитками (рис. 28).

Очень красивый, графический узор получается если кусок ткани по диагонали намотать на деревянную палку и завязать нитками, прочно затягивая (рис. 29 а, б, в). После крашения можно обвязать дополнительными нитками (рис. 29 г) и покрасить еще раз в более темный цвет. Эту процедуру можно повторить до 3-4 раз.

Изменяя пропорции свободных и перевязанных участков ткани, можно достичь разнообразных графических и живописных эффектов. Здесь представлены только некоторые варианты узелковых эффектов , но, работая в этой технике, можно найти новые и неожиданные варианты. Целесообразно экспериментировать и искать новые способы узелкового крашения.

Крашение можно выполнять одним или двумя-тремя цветами, больше нежелательно, потому что смешанные цвета (более трех, четырех) образуют грязные неприятные цвета. Крашение делают от светлого цвета к темному.

Когда все придуманные вами узелки скручены, связаны и т. д., приступаем к их крашению. Чтобы создать красильный раствор, необходимо подобрать красители соответственно, вашему материалу. Для крашения нужна довольно большая, обязательно эмалированная посуда: ведро, таз, кастрюля. Нужно, чтобы окрашиваемый вами материал свободно плавал в красильной ванне (обычно хватает около 3-4 л воды на 100 г сухой ткани). Вода для крашения должна быть мягкой (кипяченой). Ткань, которую мы будем красить, перед тем как бросать в красильную ванну, необходимо намочить (около 10 минут) в теплой воде (ни в коем случае нельзя бросать ее сухой) для того, чтобы было равномерное окрашивание.

Какой краситель нужно добавлять и каково его количество в процентном отношении к массе красильного материала следует определять из инструкции по применению, напечатанной на пачке или коробочке (упаковке), или же спрашивать при покупке. Не следует использовать краситель, не зная его класс.

Краситель (сухой порошок) растираем в керамической глубокой тарелке, добавляем понемногу кипяченую воду, растираем до пастообразного состояния. Затем разводим смесь водой до полного ее растворения и выливаем в бак для крашения (перед этим раствор можно процедить через очень мелкое сито).

Ванну постепенно нагреваем до температуры 40-50 °С, опускаем в нее предварительно намоченную ткань, и в течение 20-30 минут доводим раствор до кипения. Кипятить нужно на маленьком огне.

При крашении хлопчатобумажных тканей после 20 минут кипячения в красильную воду нужно влить раствор поваренной соли, примерно 10-30 г/л. Раствор соли желательно вливать двумя этапами. Сначала вливаем половину раствора, перемешиваем, затем через 10 минут вливаем остальной раствор. Раствор нужно вливать аккуратно, по стеночке ванны, отодвинув красящуюся ткань, при этом размешивая красящий раствор. Соль активизирует взаимодействие красителя с тканью, поэтому нежелательно прямое попадание раствора соли на окрашиваемый материал (во избежание неравномерного окрашивания).

После добавления раствора соли в красильную ванну кипятим еще 20-30 минут. Время выдержки ткани в красильной ванне (20 или 30 минут) зависит от красителя и от ткани. Если ткань красится в более темные тона и она более плотная, то естественно, время крашения больше.

Если ткань шелковая или шерстяная, то вместо соли в красильную ванну добавляют 30%-ную уксусную кислоту (примерно 15% от массы сухой ткани). Уксусную кислоту в красильную ванну можно добавлять до начала или во время крашения.

По окончании крашения ткань оставляем в ванне для остывания до 60-70°С, затем прополаскиваем ее сначала в теплой, потом в холодной воде, снимаем обмотки, развязываем узелки. Еще раз прополаскиваем ткань, затем подсушиваем и проглаживаем.

Открытка "Букет цветов". Батик. Мастер-класс с пошаговым фото.

Автор: Захарова Наталья Аркадьевна воспитатель МДОУ№20 "Лумикелло"г.Петрозаводск
Описание: Данный мастер-класс предназначен для воспитателей детских садов,педагогов дополнительного образования,учителей начальных классов
Назначение: оформление интерьера,подарок для близкого человека
Цель: Создание композиции"Букет цветов"средствами узелкового батика.
Задачи: Познакомить с техникой росписи по ткани - узелковый батик(с технологией выполнения).
Формировать композиционные навыки, воображение, творчество, фантазию.

Немного информации

Батик -это обобщённое название разнообразных способов ручной росписи по ткани. В основе всех этих приёмов лежит принцип резервирования,то есть покрывания не пропускающеим краску составом тех мест ткани, которые должны остаться незакрашеннымии образовать узор.
Когда-то, давно, люди разрисовывали ткань вручную. И способов росписи существовало множество. Узоры наносились кисточкой, деревянными штампами-набойками или специальным составом, который позволял расписывать не всю ткань сразу, а частями. Последним способом рисовало по ткани малайское племя батаков, оттуда и пошло название росписи-батик.
Существует две техники росписи - «горячая» и «холодная».
Горячий батик
Нанесение контура рисунка или отдельных участков ткани горячим воском или парафином для предохранения от растекающейся краски. Благодаря тому, что контурные линии здесь не обязательны, в рисунке возможны мягкие переходы тонов.

Холодный батик
Основан на применении специального состава, в основе которого находится клей. Этим составом покрываются очертания рисунка, которые обязательно должны иметь замкнутый контур. Затем работа расписывается красками в соответствии с замыслом.


Самый древний вид росписи – это в технике "бандан" узелковый батик. Один из его видов – «планш» - был распространён в Индии. Некрашеное полотно покрывали множеством очень мелких узелков, располагая их по определённому узору, крепко перевязывая нитью. Потом ткань окрашивали и снимали нити с узелков, в результате появлялся узор из белых звёздочек. При надобности ткань подобным образом можно было раскрашивать не один раз, удаляя старые узелки и завязывая новые.


Узелковый батик
Эта техника чрезвычайно результативна в руках детей - она им очень нравится тем, что можно от души поупражняться в цветовой окраске, в композиции узоров, показать свои способности художника по росписи ткани. Например, узор в виде круга дети называют солнышко.
Вот как он выполняется. Возьмём светлую белую ткань. Камешек, горошину, пуговицу, подложим под ткань, плотно обвяжем снизу нитками и завяжем узелок. Ещё в двух местах перевяжем ткань и окрасим. Окрашивают ткань последовательно (соблюдая аккуратность) в несколько цветов: с одной завязкой её опускают в красную краску, с другой в оранжевую, концы ткани в жёлтую Для этого участки ткани с шариками погружают в раствор красителя, а остальную часть ткани придерживают палочками (или прищепками).Чтобы получить более мягкие живописные переходы от цвета к цвету, перед окрашиванием ткань нужно хорошо смочить и отжать. Закончив работу – развяжите все завязки и вместе с детьми полюбуйтесь, что получилось. Каждый раз результат будет иной, непохожий на предыдущий. Это разнообразие нравится детям. Пока изделия влажное, прогладьте утюгом – краска будет дольше держаться.


Роспись используется в интерьере:


Одежда:

Материалы для работы:

1.Хлопчатобумажная ткань(бязь,ситец)
2.Катушка ниток
3.Ножницы
4.Кисть(белка №4)
5.Акварельные краски
6.Стакан для воды.
7.Клей ПВА

Пошаговый процесс выполнения работы:

1. Берём ткани.Размеры на ваше усмотрение.


2.Маркером для ткани помечаем, где у нас будут цвете.


3.Где пометили маркером,берём ткань тремя пальцами, вытягиваем и заматываем ниткой,не завязывая.


4.Отрезаем ещё нить и заматывае пониже.


5.Узелок готов.


6.Так же делаем второй и третий.


7.Кладём клеёнку на стол,берём краски и закрашиваем только верхнюю часть (Цвет на ваш выбор).


8.Другими цветами окрашиваем серединку и нижнюючасть.


9.Окрашиваем второй и третий узелок.


10.Разматываем нитки и разворачиваем ткань.Вот, что получается.У всех рисунок будет разный.

11.Дорисовываем кистью стебель,листья.Чтобы изобразить листья, можно взять засушенный лист,покрасить его краской и приложить на ткань.Получается очень красиво и оригенально.


12.Закрашиваем фон.


13.Сушим.Дома можно использовать утюг,фен.В условиях детского сада это запрещено,поэтому мы просто сушим на подоконнике.
14.Обрезаем углы.


15.Выбираем цветной картон и приклеиваем.


16.Кладём под пресс,чтобы привысыхании не погнулась.
17.Работа готова.Можно украсить интетьер или подарить близкому человеку.
  • Сергей Савенков

    какой то “куцый” обзор… как будто спешили куда то